Взрывная волна глупости

О вреде интернета...
В середине июня в 4–ю детскую больницу Минска «скорая» привезла 13–летнего паренька Филиппа Шульгу. Полученные им травмы говорили сами за себя. Обожжены оба глаза, кожа на лице, груди и шее. В глазах — множество инородных предметов. Рваные раны пальцев на правой руке. Для специалистов картина яснее ясного — такие повреждения можно получить только от взрыва. Врачи в подобных случаях обязаны сообщить о пациенте в правоохранительные органы. Что и было сделано.

Стали разбираться в деталях. Подросток поначалу отпирался. Мол, нашел какую–то склянку, а она возьми и взорвись. Но позже под напором очевидных фактов сознался — взрывчатку сделал сам. А покалечился, когда ее подрывал. В квартире, где жил юный любитель острых ощущений, обнаружились ингредиенты для изготовления взрывчатого вещества перекись ацетона, аммиачная селитра, самодельный порох, гвозди, шурупы. В личном компьютере — рецепты изготовления ВВ. В мобильнике — видеозаписи испытаний взрывчатки. В том числе и неудачного, закончившегося больничной койкой. 

Родственники и учителя охарактеризовали молодого человека как спокойного малообщительного домоседа. Учится неплохо, а наибольшее усердие проявляет в химии. Интересуется техникой. Свободное время чаще проводит дома за компьютером или ставит химические опыты в ванной. Изредка выезжает на велосипедные прогулки. В общем, обычный с виду парень, взрывчатку делал без злого умысла, из любопытства. Возрастное. Пройдет. Пожурить бы пацана да отпустить с миром, наказав родителям всыпать ему хорошего ремня. Скорее всего, так оно и будет. Но очевидные ассоциации не дают этот случай просто так сбросить со счетов. Тихий нелюдимый витебский химик–самоучка Коновалов тоже ни в чем плохом окружающими до поры замечен не был. Сидел в своем подвале, что–то мастерил. Кто ж знал, что адскую машину с той самой перекисью ацетона, унесшую в Минском метро полтора десятка жизней и покалечившую более двух сотен человек.

Кто–то скажет мне: хватил, мол, автор, через край. Кто в мальчишестве что–нибудь не взрывал? Соглашусь: да, взрывал. И автор этих строк в том числе. Но в нашем детстве это скоротечное увлечение ограничивалось простыми веществами: марганцовка с магнием, гидроперит с фиксажем, карбид с водой. Самая сложная химическая процедура — вымочить в растворе селитры газету и из высушенной соорудить некое подобие ракеты. Да, занятие небезопасное. Но все же никто не пытался попробовать соорудить что–либо более разрушительное. И уж тем более никому не приходило в голову начинять «бахалки» гвоздями и шурупами. Зачем? Все делалось ради озорства, красивого «бумц», эффектной «дымовухи», «салюта» или чтобы подальше запустить ракету. О разрушительной силе опасных игрушек как–то даже и не задумывались, а потому и не искали рецептов, как ее повысить.

Но все же я не исключаю, что мы — тогдашние пацаны — не повелись бы на предложение сделать настоящую бомбу, если бы с ним пришел какой–нибудь «добрый» дяденька. Вот в этом и состоит кардинальное отличие наших не таких уж далеких друг от друга времен. Нынче этот «дяденька» по имени интернет всегда рядом. Он соблазняет простотой рецептов: гляди–ка, как легко — смешал одно с другим, процедил, высушил — и вперед. Хоть рельсовую войну объявляй. А еще интернет подзуживает: в сети масса видеороликов с испытанием взрывчатки. Пацаны, а порой так и не расставшиеся с детством взрослые словно соревнуются: у кого глубже воронка, кто снес взрывом более толстое дерево, круче продырявил деревянный щит металлической начинкой самопальной бомбы. Ну как тут удержаться незрелому человеку не показать собственную крутизну? Все что надо — под рукой. Или запросто покупается в аптеке или хозмаге. Трудозатраты несравнимы с освоением скейтборда, байка или модного танца. Вари, суши, взрывай, снимай, выкладывай в сеть, считай просмотры, гордись комментами... Ты знаменит!

Я не собираюсь тут размышлять о банальном: вреде и зле интернета. Он уже давно не просто технологическое явление, а часть жизни. То есть с таким же успехом можно дискутировать о плюсах и минусах самой жизни. Но коль так, почему с развитием технологий куда–то уходят обычные инструменты воспитания? Мои, простите, мягкие места долго помнили отцовский ремень за найденный в личных вещах холостой патрон (жили в военном гарнизоне — там это не было большой редкостью). А тут парень химичил в ванной до тех пор, пока чуть не лишился глаз и пальцев. В сети все вредные ролики не перекроешь, опасные сайты не заблокируешь. Только личный интерес старших к делам младших во все времена дает наилучший эффект. Никакая умная программа «родительского контроля» здесь не поможет. И в наш технологичный век такая модель становится еще более актуальной. Ведь попробуй разберись, где та грань, на которой заканчивается любопытный мальчишка и начинает расти монстр Коновалов. И к чему бы пришел попавший на больничную койку пацан, если бы и дальше спокойно продолжал свои эксперименты.

Советская Белоруссия №154 (24291). Вторник, 20 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter