Взрыв прогремел за деревней

На счету Александра Анчука десятки разминирований на земле и под водой

На счету Александра Анчука десятки разминирований на земле и под водой

Сигнал о том, что во время вспашки почвы плуги вывернули на поверхность минометную мину, при этом повредив ее взрыватель, поступил в 188-ю Гвардейскую инженерную бригаду из Горецкого райвоенкомата. Медлить было нельзя: неизвестно, как поведет себя ржавое наследие последней войны. Поэтому в указанный район незамедлительно выехала группа разминирования гвардии старшего прапорщика Александра Анчука.

Без права на ошибку

Когда саперы прибыли на место, перед ними предстала весьма неприглядная картина. Во-первых, необходимо было установить, одна ли мина в этом месте. Их могло оказаться несколько. А, во-вторых, рядом деревня. Применить самый безопасный метод уничтожения боеприпаса — подрыв на месте обнаружения — нельзя.

— Когда стали обследовать миноискателями, — вспоминает Александр, — они “запищали” на каждом метре. Взялись за щупы. И с их помощью установили, что земля вокруг усыпана осколками. Других взрывоопасных предметов не выявили.

Однако натворить бед может и одна мина. Ее необходимо было с максимальной осторожностью извлечь из грунта и положить в кузов специального автомобиля на песок, после чего отвезти с не меньшей предосторожностью к месту подрыва. Работали слаженно. И водитель машины разминирования гвардии рядовой Вячеслав Тарасевич ювелирно выполнил свою операцию. Взрыв прогремел далеко за деревней.

— Никогда не говорю жене, что выезжаю на разминирование, — заметив мой взгляд на обручальное кольцо, предупредил вопрос Александр. — Она у меня парикмахер, работает в гарнизоне. А когда возвращаюсь, докладываю: все нормально.

Стать сапером у гвардии старшего прапорщика и в мыслях не было. Парень из деревни недалеко от Могилева получил профессию тракториста, права водителя и во время прохождения срочной службы сел за баранку. Затем командовал отделением. Армейская жизнь оказалась по нему. Привлекали дисциплина, четкое знание того, что надо делать, хорошая техническая оснащенность, поэтому и остался служить по контракту. Командовал отделением ремонтной роты, служил начальником хранилища техники, на других должностях. А когда в части образовывался понтонный батальон, предложили послужить там. Дело для Анчука новое, потому и показалось интересным. Хотя, как известно, водолазам необходимо иметь отменное здоровье, не хуже, чем у летчиков, а Александру предлагали именно эту специальность. Но комиссия дала добро, и он сменил технику на водную стихию.

Казалось бы, в понтонном батальоне водолазу только и дел, что проводить разведку и помогать наводить плавучие мосты. Однако обязанности оказались намного шире. Нередко в часть поступали сообщения о находках на дне водоемов и рек взрывоопасных предметов, боеприпасов времен Великой Отечественной. И их необходимо было обезвреживать. Поэтому Александру пришлось овладевать сразу двумя новыми военными специальностями — водолаза и сапера.

Надежная страховка

Это теперь старший прапорщик — специалист второго класса, старший инструктор-водолаз и внештатный командир группы разминирования. А достигать такой квалификации приходилось через упорные тренировки. В воде же обезвреживать боеприпас значительно труднее. Во-первых, из-за ограниченной видимости. Во-вторых, сложнее определить его состояние. Работать приходится не только в легких водолазных костюмах, но и в тяжелом снаряжении. Тут и сам не плошай, и напарники должны быть надежными. Ведь зачастую под водой приходится возиться два-три часа.

— Сложность и в том, — размышляет Анчук, — что ежегодно меняются помощники. Они главным образом срочники. Только приобретут необходимые навыки — приходит время увольняться в запас. Поэтому иногда с сожалением вспоминаю о том, как слаженно работал с гвардии старшиной Евгением Бабицким, гвардии младшими сержантами Евгением Герасимчиком и Владимиром Манышевым. Они обеспечивали надежную страховку. Сейчас доволен работой гвардии младшего сержанта Михаила Кравцова. Парень старается. Думаю, станет хорошим специалистом.

Саперу-водолазу нужно не только отменное здоровье, он психологически должен подходить для этой профессии. Рассудительность, неторопливость, осмотрительность, сверхосторожность. Если на гражданке эти черты характера иногда раздражают, то при разминировании они просто необходимы. Вот и подбирает Александр Анчук себе команду из бойцов, которым присущи такие качества. Ведь работу-то приходится выполнять непростую.

Одно из последних разминирований — в реке Оршица, близ магистрального газопровода. Вымыло водой минометную мину калибра 120 мм. Подорвать ее на месте обнаружения нельзя: рядом газовая труба. Сначала газовики, несмотря на предупреждения, проявляли излишний интерес к работе саперов. Но когда увидели, что извлекли из воды, их как ветром сдуло. Операция завершилась успешно.

— Вам приходилось слышать о том, что у некоторых ветеранов через десятилетия выходят осколки, которыми они были ранены в боях? — спрашивает гвардии старший прапорщик. И добавляет: “Вот так и земля со временем выталкивает из себя на поверхность взрывоопасное наследие войны. На полях, где многократно сеяли рожь, вдруг обнаруживаются гранаты, мины, снаряды. И мы работаем для того, чтобы обезопасить людей и их труд от таких “сюрпризов”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter