Взрослый взгляд на детский сад

О системе дошкольного образования

Вот вы куда своих детей водите: в детский сад или в детское дошкольное учреждение? И то и другое — синонимы, суть одна и та же. Только большинство родителей своих чад все равно водит в садик. Место, где ребенок ест, спит и играет со сверстниками, пока мамы–папы на работе. О том, что малышня, как только впервые переступает порог ДДУ, автоматически становится участником образовательного процесса (который завершится только через много–много лет с получением «корочки» о приобретенной профессии), задумывается далеко не каждый родитель.


«Образовательный процесс» специфический, точнее сказать, адаптированный под возраст ребенка — необходимые знания малыш получает и усваивает посредством игр. Но результат в итоге достигается вполне взрослый. В школу дитя должно прийти со знанием алфавита, умением правильно писать буквы, простые слова. Свободно владеть несложными математическими операциями: сложением и вычитанием. Плюс ко всему 6–летние мальчики и девочки должны уметь грамотно излагать свои мысли, находить оптимальный выход из конфликтных ситуаций со сверстниками, а их элементарный образ мира должен быть обширным и ярким. Это в идеале. Основная нагрузка в столь ответственном деле, понятно, ложится на плечи того, кто 8 часов в сутки проводит с ребенком, — на воспитателя. Но если вдруг к окончанию детского сада вы вдруг обнаружите пробел, не стоит сразу бросаться с претензиями к садовскому педагогу. Во–первых, обязанность заниматься ребенком (обучать, развивать его навыки и т.д.) с родителей, несмотря на необходимость зарабатывать деньги и содержать семью, никто не снимал. Во–вторых...


На международной научно–практической конференции по актуальным проблемам и тенденциям современного дошкольного образования, которая недавно прошла в Минске, мэтры педагогики обсуждали пути и способы совершенствования системы детских дошкольных учреждений. Поднимались вопросы сокращения дошкольного возраста (сейчас дети идут в школу на год раньше, нежели те, кто читает эти строки) и связанные с этим проблемы «ускорения» дошкольного образования, введения инновационных технологий в образовательный процесс, профессиональной компетентности педагогов, компьютеризации процесса обучения... Но лично я так и не дождалась разговора о том, ради чего, собственно, и пришла. О повышении статуса воспитателя. Между прочим, проблема, вполне вписывающаяся в международные рамки.


Пример — соседняя Россия. Там только 57 процентов дошколят (в сельской местности — всего 12!) посещают ДДУ. Остальные сидят дома не потому, что не хотят идти в ясли–сады, а потому, что не могут. Нехватка самих дошкольных учреждений, чтобы принять всех желающих, помноженная на катастрофический дефицит кадров для дошкольного образования, дает плачевный результат.


К нашей стране, слава Богу, такие характеристики неприменимы. Но задуматься все же есть над чем. Невысокая, прямо скажем, зарплата (в среднем 400 — 500 тысяч рублей у воспитателей и 200 — 300 тысяч у их помощников–нянечек), практически вдвое большая педагогическая нагрузка, чем у учителя, повышенный стресс (уследить нужно не за одним малолеткой–непоседой — за 15 — 20 сразу!), сокращение трудового отпуска — эти факторы не самые привлекательные для потенциальных и высококвалифицированных педагогических кадров. Во многом и поэтому сейчас в наших садах не хватает более 1.000 квалифицированных педагогов.


...А количество детей растет с каждым годом. Только за последние 5 лет число дошколят, посещающих ДДУ, выросло на 13 процентов. Есть повод для радости. Но образовательная система на самом начальном этапе пока не справляется с таким скачком (после вынужденного расслабления в середине 90–х, когда детские сады закрывались из–за отсутствия набора). Почти половина детских садов и яслей работает с перегрузкой. В саду, куда ходит моя дочь, например, в прошлом году были две ясельные группы. В этом — четыре. Игрушки, обучающие материалы пришлось в спешном порядке рассредоточить по всем группам. В итоге — каждой достались крохи, ни одна не укомплектована необходимыми материалами полностью. Подчеркну: именно тем, что требуется для начального дошкольного образования детей. Но при этом задача у воспитателя остается та же — дать, обучить, подготовить... На голом, в буквальном смысле, энтузиазме.


С начала будущего года в стране начнет действовать утвержденная Правительством программа развития системы дошкольного образования. Решить все острые вопросы в одночасье не получится, потребуется как минимум 5 лет, на которые документ и рассчитан. Именно на него уповают и возлагают свои надежды работники детских дошкольных учреждений. И в первую очередь на повышение социального статуса педагогов, открытие новых дошкольных учреждений, совершенствование материально–технической базы яслей и садиков. На радость мамам–папам и ребятишкам дошкольного возраста.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter