Взрослый взгляд на детский сад

Когда речь заходит о проблемах образования, все больше говорят о школах и вузах. Детские сады, как правило, выпадают из поля зрения общественности. Почему?..

Когда речь заходит о проблемах образования, все больше говорят о школах и вузах. Детские сады, как правило, выпадают из поля зрения общественности. Почему? Вероятно, в первую очередь сами родители не до конца понимают роль дошкольных учреждений в образовательной иерархии. А потому все разговоры о проблемах «дошкольного детства» сводятся к нехватке мест в детских садах, растущему количеству вакансий воспитателей и их помощников, которые, однако, никто не торопится занять, и парадоксу бесплатности детских садов, кажется, существующих благодаря родительским кошелькам... За «круглым столом» в редакции мы попытались затронуть самые больные места и к дискуссии пригласили начальника управления дошкольного образования Министерства образования Галину МАКАРЕНКОВУ, заместителя начальника отдела дошкольного и общего среднего образования управления образования администрации Фрунзенского района Минска Наталью ШИНЬКОВУ, председателя ОО «Белорусская ассоциация многодетных матерей» Татьяну КРАВЧЕНКО, заведующую детским садом № 503 Минска Ольгу КОТ и директора учебно–педагогического комплекса «Детский сад–школа «Альтернатива» Ольгу ДЕРКАЧЕВУ.


«СБ»: Давайте и начнем с вопроса, зачем вообще нужны детские сады, какова их роль в национальной образовательной системе?


Н.Шинькова: В Законе «Об образовании» и Кодексе об образовании четко определено место дошкольного образования в системе общего образования. Это его первая ступень, начало. Ведь именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, гражданина. Дошкольное образование — не сфера обслуживания, а фундамент, на котором строится все здание нашей национальной системы образования.


Г.Макаренкова: Я не соглашусь с тем, что система дошкольного образования мало интересует общественность. В октябре прошлого года в России состоялся международный форум, в котором принимали участие и представители нашего Министерства образования. Там подчеркивалось, что мировое сообщество обращает особое внимание на развитие человека в дошкольном детстве. В моем рабочем графике не было такой недели, когда не пришлось бы принимать участие в мероприятии, где обсуждалась эта тема. Вообще, я бы начала с того, что важнейшая задача государственной политики — соблюдение принципа самоценности дошкольного детства. И, кстати, мы единственные на постсоветском пространстве сохранили такую направленность. На недавнем форуме ЮНЕСКО было еще раз подтверждено, что Беларусь по финансовым вложениям в эту сферу занимает одно из первых мест в мире. Если у нас на «дошкольное детство» тратится 1 процент ВВП ежегодно, то во многих других странах — от 0,5 до 0,8 процента. Кроме того, в нашей нормативно–правовой базе заложено развитие самых разных моделей дошкольного образования. То есть речь идет не только о традиционном детском саде, работающем 10,5 — 12 часов, но и о группах кратковременного пребывания, интегрированных группах, семейном детском саде (кстати, 16 таких садиков в стране уже создано). И то, что сегодня 93 процента детей посещают учреждения дошкольного образования, говорит о том, что родители доверяют и детским садам, и в целом существующей системе.


«СБ»: Доверяют системе или все–таки потому, что воспринимают детские сады как место, куда можно пристроить ребенка до вечера? Кажется, последнее более верно...


Г.Макаренкова: Основные задачи детских садов — охрана и укрепление здоровья и разностороннее развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями. Иначе говоря, главная — образовательная функция. Специфика дошкольного образования такова, что ребенок может получить его и дома, и в детском саду. Сегодня мамам предоставлено право воспитывать ребенка до 3 лет дома. Но теоретически в ясли можно определить малыша уже с 2 месяцев. Правда, таких случаев в нашей практике пока еще не было.


О.Кот: Хотя желающих отдать в ясли годовалого малыша становится все больше и больше.


Т.Кравченко: Идет рост числа неполных семей, материальное положение заставляет. Жить–то за что–то надо, кормить и одевать ребенка. А с другой стороны, растет число молодых мам, которые не хотят лишиться доходного и интересного места работы или потерять квалификацию.


О.Деркачева: Лично я за то, чтобы мамы отдавали в ясли детей с года. Пусть не на полный день, а на 4 — 5 часов. Я сама воспитывала двоих детей. Помочь было некому, а мне нужно было работать. Дочь пошла в ясли с 11 месяцев, сын — с 7. Первое время я отдавала дочь на 3 часа в день. За это время я могла спокойно отдохнуть, восстановиться, а потом с большей отдачей уделить внимание ей. Да и адаптация ребенка к яслям, саду таким образом проходит более безболезненно. Из практического опыта педагога могу сказать, что с теми детьми, которые приходят в наши группы в 2 годика, работать намного легче, чем с теми, кого отдают после 4 лет.


О.Кот: Да, такая тенденция есть. Но есть и другая. Немало молодых родителей, которые стараются снять с себя всю ответственность за воспитание ребеночка. Считают, что воспитание — это целиком и полностью задача яслей, детских садов, школы и так далее. Вот, извините, это их слова: «Я вам сдал ребенка, а вы тут занимайтесь с ним как положено». У меня чуть ли не половина детей из многодетных семей. Некоторых просишь: купите ребенку чешки для занятий. В ответ: нет денег, я плачу кредит за квартиру. Мол, он — ребенок — у меня «квартирно–кредитный». Причем говорит это мама в присутствии малыша. И когда ее пытаешься остановить, мол, не надо, чтобы ребенок это слышал, она удивляется даже: «А что тут такого, все так говорят?!»


Г.Макаренкова: Есть такое понятие — «мерцающие родители». Потребительское отношение к саду у родителей было всегда. Но сегодня есть и другая проблема — гиперактивность в обучении ребенка. Как–то ко мне обратилась за консультацией одна молодая мать. Спрашивала, нужно ли ей платить за детский сад, если ребенок будет ходить только один день в неделю. Оказалось, во все остальные дни ее сын посещает самые разные кружки, секции, школы раннего развития и т.д. Никаких возражений против такой загруженности ребенка она даже слушать не стала. Мол, нечего ее учить, она сама учитель.


«СБ»: Как бы то ни было, но основная головная боль детских садов — не родители, а нехватка мест, переполненность групп, что особенно актуально для «спальных» микрорайонов крупных городов. Как следствие малышей приходится возить в садик за несколько остановок от дома. Сказать, что это не всех устраивает, — слишком смягчить краски. В своем ежегодном Послании Президент прямо указал, что нужно исправлять положение. Как будет выполняться это распоряжение?


Г.Макаренкова: Если обратиться к статистике, то у нас мест в садах больше, чем детей соответствующих возрастов. Хотя многие считают: мест нет, воспитателей нет, детей некуда определять. Может быть, это отчасти и наша вина, что у населения формируется превратное понимание. Да, проблемы есть. Но касаются они только некоторых районов новостроек. Причем в Минске только в 3 микрорайонах сложно определить ребенка в дошкольные учреждения по месту жительства. Во всех же остальных вопрос решается при первом обращении родителей. У нас нет такого нормативного документа, который бы указывал, что нужно обязательно предоставлять место в саду, максимально приближенном к месту жительства. Но есть на этот счет требование Президента, которое прозвучало в Послании народу и Парламенту. Из действующих нормативных документов можно сослаться на строительные нормы. Там говорится, что при строительстве жилья на тысячу населения должен быть построен один детский сад. Точнее, на тысячу жителей должно быть 50 мест в дошкольном учреждении. Но, к сожалению, быстрее строятся дома, чем детские сады. Например, в Каменной Горке возведен пока еще один садик, второй сейчас строится... Согласно Программе развития системы дошкольного образования до 2014 года дополнительно будет построено 135 новых дошкольных учреждений. Хотя не исключено, что эти планы придется корректировать. По информации Минздрава, у нас уже началось некоторое сокращение рождаемости. На уровне Правительства во исполнение поручения Президента было принято решение строить дошкольные учреждения в районах с учетом демографических прогнозов. И если возникнет неплановая ситуация, связанная, например, с миграционным притоком населения, местные исполкомы имеют право при формировании бюджета выходить с предложением о дополнительном финансировании строительства новых садов. Конечно, каждому родителю хочется, чтобы детский сад был как можно ближе к дому. Но точно рассчитать, сколько детей будет в этом микрорайоне, и обеспечить столько же мест, очень сложно, даже невозможно. Я считаю: чем отправлять ребенка в переполненную группу близко к дому, есть смысл просто проехать несколько остановок к другому детскому садику.


Т.Кравченко: Мне кажется, вопрос наличия мест в дошкольных учреждениях Минска связан с интенсивным процессом выделения жилья многодетным семьям. Это в основном касается новых микрорайонов Дружба, Каменная Горка, Лошица...


Н.Шинькова: Сад в Каменной Горке, например, рассчитан на 230 мест, 189 детей, которые его посещают, — из многодетных семей.


Т.Кравченко: Даже не в этом дело, а в том, что проблема отчасти создается определенными иждивенческими настроениями. Сначала люди хотят как можно быстрее построить жилье. Главное — квартира, а что садика нет, не столь уж и важно. Зато потом, вселившись, понимают, что без надлежащей инфраструктуры жить в новой квартире — не такое уж благо. И начинают требовать. И если молодым родителям предлагают потерпеть некоторое время, повозить детей в детский сад за две остановки, они не хотят этого понимать. Хотя даже специальные маршруты общественного транспорта вводятся. Вспомните, как было лет 10 — 15 назад, когда мест в минских садах действительно не хватало? Тогда готовы были возить хоть на край города, только бы устроить ребенка.


Н.Шинькова: Когда строилась Масюковщина, там было плохое транспортное сообщение. По нашему ходатайству был открыт дополнительный автобусный маршрут, который проходил по всему микрорайону, с заходом на все улицы. Спустя некоторое время комитет по транспорту и связи, проводя мониторинг, обнаружил, что этим маршрутом мало кто пользуется. А в определенные часы автобусы вообще ходят практически пустые. И это при обилии жалоб родителей на плохое транспортное сообщение! Но сегодня ситуация другая еще и потому, что редкая семья минчан не имеет автомобиля. Интересно, что, когда приходит время определять ребенка в школу, родители ищут место попрестижнее, без оглядок на удаленность от дома. А вот в детский сад везти собственного ребенка — почему–то проблема.


Г.Макаренкова: И все–таки планировать строительство новых садов нужно только исходя из демографических прогнозов. Тратить средства на то, чтобы удовлетворить подобного рода жалобы, нет никакого смысла.


«СБ»: Но жалуются не только на удаленность детских садов, но и на их переполненность. Есть сады, где даже в ясельных группах списочный состав детей — 30 человек...


Н.Шинькова: Нормативными документами предусмотрен гибкий режим работы дошкольных учреждений. Родитель может сегодня привести ребенка, завтра не привести. Кто–то водит всего 2 раза в неделю, кто–то — 3. Есть мамы, которые находятся в декретном отпуске, они тоже могут отправлять своих детей в выборочные дни. Есть дети, которые пропускают сад по болезни. То есть фактически там, где в группах по списку 30 детей, в действительности посещают сад меньше.


Г.Макаренкова: Есть у нас типовые штаты дошкольных учреждений. Если, скажем, набирается в ясельной группе 31 ребенок, руководитель может сформировать из нее две группы и ввести в штатное расписание дополнительного воспитателя. Есть и санитарные нормы, где предусматриваются 4 кв. м группового помещения на одного ребенка и 30 кв. м общего.


О.Деркачева: У нас в саду 6 групп. В младших группах с 2 до 3 лет по 6 детей, в средней — по 8, в старшей — максимум 12. Хотя у нас очень высокая плата за аренду здания, но норматив площади на одного человека мы строго выдерживаем. Это примерно 58 — 62 кв. м на 6 — 8 детей. В каждой группе одновременно работают 2 воспитателя и помощник воспитателя. Таким образом, мы можем больше внимания уделять каждому ребенку.


Т.Кравченко: А сколько платят родители в месяц за одного ребенка?


О.Деркачева: 300 евро в эквиваленте по курсу Нацбанка. Но я бы не сказала, что у нас дети только состоятельных родителей. Есть такие родители, которым бабушки и дедушки, тети и дяди помогают. Так сказать, в складчину платят за детей и внуков.


Г.Макаренкова: Государство сегодня поддерживает развитие частных дошкольных учреждений. У родителей должно быть право выбора, куда направить на обучение своего ребенка. Есть возможность оплачивать частный детский сад — пожалуйста. Но где лучше или хуже, я бы так не ставила вопрос. Воспитатели везде одинаково работают. А возможностей, я согласна, у вас, Ольга Георгиевна, больше.


«СБ»: Коль уж речь зашла о воспитателях: их не хватает, наверное, еще больше, чем мест в детских садах. Оно и понятно, профессия в числе низкооплачиваемых и непрестижных, зато со сложными условиями труда. И часто получается так, что на работу в детский сад готовы принять любого, лишь бы он согласился работать. А ведь речь идет о том, кому мы доверяем своих детей!


Г.Макаренкова: У нас в системе дошкольного образования работает более 52 тысяч педагогических работников. Вакансий на сегодняшний день — 2,6%. В прошлом году было 2,3%. 49% работников имеют высшее педагогическое образование, из них 24% — образование дошкольного профиля, остальные — среднее специальное педагогическое. Без образования работает всего 0,2%. Да, у профессии относительно невысокий социальный статус, тем не менее специалисты у нас работают подготовленные и достаточно квалифицированные.


О.Кот: У нас в саду только меньше половины педагогов (42%) имеют именно педагогическое образование. При приеме на учебу по некоторым специальностям проводят тестирование на профпригодность. Почему бы его не ввести для желающих учиться на педагога дошкольного учреждения? Сейчас, увы, полно выпускников и молодых специалистов, которые в свое время выбрали педагогический вуз просто потому, что проходной балл там был низким. Не ради профессии учились, но ради диплома. А тестирование позволит на начальном этапе отсечь случайных людей.


Г.Макаренкова: Эту проблему довольно часто обсуждают. Действительно, профпригодность для того, чтобы заниматься педагогической деятельностью, должна определяться. Заместитель министра образования Казимир Степанович Фарино при работе над проектом Кодекса об образовании предлагал включить этот пункт, но юристы усмотрели в этом нарушение прав человека.


«СБ»: Какого человека: большого или маленького?


О.Кот: Получается, что большого...


О.Деркачева: Могу сказать, что у своих воспитателей я сама, педагог по образованию с большим стажем работы, многому учусь. Это очень умные и грамотные люди, большие профессионалы.


Т.Кравченко: Я глубоко убеждена, что на такие специальности, как педагог и врач, абитуриенты должны идти по зову сердца. Если ты не чувствуешь душу ребенка, ты просто не имеешь права работать там. Инженеры, историки — там совершенно другой, так сказать, материал, с которым они работают. А здесь — жизнь и здоровье человека. Случайных людей в этой системе не должно быть.


«СБ»: Но пока не изменится статус профессии воспитателя, не повысится ее престиж, таких людей там будет предостаточно. Учителя в более выгодном положении: у них и отпуск дольше, и нагрузка меньше. Хотя и те и другие — педагоги.


Г.Макаренкова: У нас предусмотрено 3 вида материального стимулирования лучших работников системы дошкольного образования. Это вносит дух соревнования в педагогическую среду, появляется стремление быть успешным... Как вы знаете, из всех педагогов только работникам дошкольного образования увеличили зарплату. Появились и документы, предоставляющие специалисту право выбора, каким видом педагогической деятельности ему заниматься. Хотелось бы порадовать работников нашей сферы новостью, что есть решение Правительства об увеличении им отпуска до 42 дней. Ведь, действительно, труд педагогического работника дошкольного учреждения достаточно интенсивен. И ответственность самая высокая. Средняя зарплата воспитателя первой категории с высшим образованием с 15–летним стажем работы — примерно 1.120 тысяч рублей в месяц. Ставка — 600 тысяч с небольшим. Все остальное — надбавки. В Минске воспитатели получают несколько больше — примерно на 3 базовые величины. Но и работать здесь намного сложнее.


Т.Кравченко: Будет еще прибавка к зарплате за счет того, что отпуск увеличится.


Г.Макаренкова: Нет, скорее всего, прибавки за счет отпуска не получится. На сколько отпуск увеличится — примерно на столько сократится и количество отработанных часов.


«СБ»: Мы тут вскользь упомянули, что государство поддерживает развитие частных детских садов. А почему бы при государственных садиках не открывать платные группы? Это бы дало выбор родителям, возможно, отчасти разгрузило «бесплатные» группы, сняло часть бремени с госбюджета на их содержание...


Н.Шинькова: Вы имеете в виду: дать свободу для развития частных дошкольных учреждений? Так она есть. У нас создана для этого правовая база. Главное — проявить инициативу, в полной мере осознавая, насколько это ответственная работа.


О.Деркачева: Очень ответственная. Если бы мне сегодня пришлось решать: открыть такое учреждение или нет, не могу сказать уверенно, что решилась бы на этот шаг.


Г.Макаренкова: В законодательстве об образовании прописано, что образовательная деятельность — это деятельность учреждений государственной или частной формы собственности. И у нас есть предприниматели, желающие открыть частные детские сады. А согласно последним изменениям в законодательстве им даже не надо получать лицензию на право заниматься образовательной деятельностью. Частные учреждения имеют право работать по индивидуальным программам, но обязаны их утвердить в установленном законом порядке. Безусловно, мы отслеживаем качество образовательной работы в таких учреждениях. Но препоны на пути развития частной инициативы в этой сфере никто не ставит.


«СБ»: Разговор будет неоконченным, если мы не затронем еще один больной момент: финансовую помощь родителей...


О.Деркачева: Родители наших подопечных платят деньги, и немалые. Дополнительных сборов у нас нет. Плата за сад включает оплату труда воспитателя и его помощника, аренду помещения, расходы на питание, приобретение образовательных, дидактических материалов, канцтоваров, бытовой химии, организацию подвоза детей (при необходимости их забирает из дому и отвозит обратно наш спецавтобус), в общем все, что необходимо для нормального образовательного процесса и комфортного содержания ребенка в детском саду. Но, поверьте, за ту плату и спрос с нас особый, и требуют от нас по полной.


«СБ»: С частным садом здесь как раз все понятно. Другое дело, когда сад на гособеспечении, а практически все приходится покупать при непосредственном финансовом участии родителей: от канцтоваров и туалетной бумаги до половой краски и дидактических материалов...


Г.Макаренкова: Мы живем в условиях рыночных отношений. Да, безусловно, государство тратит на финансирование дошкольного образования очень большие средства. В 2010 году более триллиона рублей затрачено только на содержание дошкольных учреждений. Родители оплачивают лишь 40% от стоимости питания, остальное дотирует государство... А чтобы выполнять задачи и функции дошкольного образования, нужно иметь обширную ресурсную базу: материально–техническую и кадровую. В основном к помощи родителей мы прибегаем только в части первой. Для этого есть свои нормативно–правовые документы. Но такая деятельность может вестись только на добровольных началах. Никто никого не должен и не может заставлять.


Т.Кравченко: Эта проблема свойственна не только дошкольным учреждениям, но и школам. И очень много есть жалоб родителей на так называемые поборы. Никто там особо не убеждает родителей. То есть работают не на добровольных началах, а принудительно. Ставят перед фактом — ты должен заплатить.


Г.Макаренкова: Порядок такой. Родитель добровольно вносит на расчетный счет детского сада определенную сумму, в подтверждение чего получает квитанцию. Передавать наличные деньги кому–либо из работников детского сада запрещено. За такие нарушения их наказывают вплоть до освобождения от занимаемой должности.


Т.Кравченко: К каждому человеку надо подходить индивидуально. Не в том смысле, что с каждым встречаться отдельно. Нужно учитывать особенности материального положения. Ну не может семья, которая сама получает социальную помощь от государства, перечислить столько, сколько, скажем, семья с одним ребенком, где оба родителя работают. А если это многодетная семья?! Если в семье трое — пятеро детей? Ведь кроме того что родитель каждому из них в группу должен купить пластилин, бумагу, тетради, карандаши, он еще каждого должен одеть–обуть, накормить... Вот я о чем говорю.


Н.Шинькова: А я бы хотела воспользоваться случаем и сказать через газету огромное спасибо тем родителям, которые по собственной инициативе помогают нам. Особенно членам попечительских советов. Ведь они не только организовывают и собственными силами проводят ремонт помещений, оборудования. Они помогают сады развивать. Спасибо тем, кто проникся сутью проблемы, кто понимает, что их помощь нужна прежде всего для того, чтобы процесс образования их детей стал более качественным, а пребывание в детском саду — максимально комфортным.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter