Взнос товаром прирос

Белкоопсоюз внедряет новую систему работы с пайщиками

В Белкоопсоюзе параллельно с традиционной внедряется принципиально новая система удовлетворения спроса пайщиков

Известно, что кооператив — это добровольное объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей, осуществляющее свою деятельность путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Из этой формулировки следует, что главной фигурой в потребительском обществе, которое, замечу, не является коммерческой организацией, был и остается пайщик. На стадии зарождения и становления потребкооперации так оно и было, но постепенно роль пайщика в системе кооперативных координат выхолостилась, оказалась второстепенной. На практике получилось, что де-юре пайщик вроде бы и был, а де-факто только числился таковым, не имея реальной возможности как-то повлиять на состояние дел в кооперативной организации.

В Белкоопсоюзе вознамерились восстановить историческую справедливость, усилив роль пайщика в управлении кооперативами. При этом, образно говоря, одним выстрелом убивали двух зайцев: одновременно решалась задача повышения конкурентоспособности потребительского общества в сегменте рынка товаров и услуг и, как следствие, укрепления финансового положения кооперативной организации опять-таки для наиболее полного удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

По словам заместителя председателя Правления Белкоопсоюза Гадада Галимова, сегодня конкуренция на потребительском рынке страны обострилась, и в борьбе за покупателя в выигрыше окажется тот, кто сможет предложить ему наиболее привлекательные условия. В этом смысле кооператорам трудно соперничать с крупными торговыми сетями. С другой стороны, потребкооперация в силу своей социальной природы и некоммерческого статуса обладает рядом преимуществ перед остальными хозяйствующими субъектами, и было бы неправильно ими не воспользоваться. Тем более что действующее в стране законодательство позволяет это сделать. В частности, в пункте 2.8 ст. 93 Налогового кодекса Республики Беларусь закреплено положение, в соответствии с которым, цитирую: «Передача членам некоммерческих организаций товаров (работ, услуг), приобретенных (ввезенных) за счет паевых (членских) взносов, не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость». А поскольку потребительские общества, повторюсь, не относятся к числу коммерческих и главной целью их деятельности не является извлечение прибыли, налоговая льгота распространяется и на них. Напомню, что максимальная ставка налога на добавленную стоимость в нашей республике составляет 20 процентов. Понятно, что при таком раскладе в процессе реализации товаров в розничной торговой сети кооператоры получали неоспоримые конкурентные преимущества перед представителями коммерческих и иных структур. Однако сперва следовало четко определиться с приоритетами, внеся определенные коррективы в действующие уставы потребительских обществ и приведя их в соответствие с предлагаемыми нововведениями.

В августе минувшего года было принято постановление Правления Белкоопсоюза «О передаче товаров членам потребительских обществ». Правлениям облпотребсоюзов и потребительских обществ предписывалось обеспечить проведение собраний уполномоченных для внесения изменений и (или) дополнений в их уставы в части формирования, определения размера и использования паевого взноса, а также осуществить инвентаризацию членов потребительских обществ. При этом рекомендовалось уделить особое внимание разъяснительной работе среди членов потребительских обществ о порядке и условиях приобретения товаров за счет паевых взносов с использованием пластиковой карточки пайщика. Затем этот пункт постановления Белкоопсоюза был дополнен положением о рекламном информировании населения.

Была поставлена задача: с первого ноября 2012 года организовать передачу товаров членам потребительских обществ в торговых объектах, оснащенных программным обеспечением по учету движения товаров. Затем такой же порядок был распространен и на непродовольственные товары в торговых объектах, не оснащенных программным обеспечением, по утвержденному потребительским обществом перечню. ЧУП «Вычислительный центр Белкоопсоюза» совместно с вычислительными центрами облпотребсоюзов должны были в срок до 1 сентября разработать технические требования к программному, коммуникационному и техническому обеспечению автоматизированных систем магазинов и систем бухгалтерского учета в потребительских обществах.

Как видим, ключевым словом во всех этих нововведениях являлось «передача» вместо «продажи» товаров членам потребительского общества. От этой, что называется, печки и стали плясать. В примерный устав потребительского общества были внесены изменения и дополнения, которые в основном касались порядка вступления в кооперативную организацию и уплаты вступительных и паевых взносов. Принципиальное отличие было в том, что в новой редакции устава паевой взнос состоял из обязательной и оборотной части. При этом размер и порядок внесения вступительного, паевого и дополнительного взносов определялся общим собранием или собранием уполномоченных потребительского общества и относился к его исключительной компетенции. Правление Белкоопсоюза рекомендовало установить следующие размеры взносов: вступительный — до 50 процентов базовой величины; паевой — до 17 базовых величин; льготный — до 2 базовых величин. При этом предлагалось оборотную часть паевого взноса не ограничивать, предоставив возможность членам потребительского общества пополнять ее по мере необходимости приобретения товаров. Предусматривалось, что при выходе члена потребительского общества из его состава вступительный взнос ему не возвращался. Что же касается прав пайщика, то они тоже были четко прописаны в уставе. Он, например, пользовался преимуществом при приобретении товаров, оказании услуг в организациях торговли и бытового обслуживания данного потребительского общества, и на него распространялись все предусмотренные здесь льготы.

Как видим, условия для действующих и потенциальных пайщиков были весьма привлекательными. Ведь предлагаемый порядок реализации товаров в розничной торговой сети не распространялся только на подакцизные (алкогольные напитки, пиво, табачные изделия) и на которые установлены фиксированные цены. Кооперативной организацией, на базе которой предполагалось «обкатать» пилотный проект, было выбрано Глубокское райпо. Первый блин, образно говоря, не вышел комом, хотя, по мнению Гадада Галимова, получили не совсем тот результат, на который рассчитывали. Возможно, на местах не прочувствовали до конца всей важности проводимого эксперимента, а руководство райпо, вместо принятия кардинальных мер, заняло выжидательную позицию. Тем не менее, как утверждал один известный политик, процесс пошел и, судя по всему, постепенно набирает обороты. Только в ноябре минувшего года, когда был дан старт эксперименту, было передано товаров пайщикам на 432 миллиона рублей, а в декабре сумма уже перевалила за 10,1 миллиарда рублей. Наиболее активно включились в реализацию проекта кооператоры Могилевского и Гомельского облпотребсоюзов, где в течение последнего месяца минувшего года передали членам потребительских обществ товаров на 2,5 и 3,2 миллиарда рублей соответственно. Среди районных кооперативных организаций отличились Любанское, Хойникское, Петриковское, Мстиславское и другие райпо.

О том, как по-новому организован торговый процесс и что из этого вышло, можно проиллюстрировать хотя бы на примере Любанского райпо. В настоящее время в потребительском обществе насчитывается более восьми тысяч пайщиков. Чтобы пополнить их ряды, потенциальный претендент подает заявление в правление райпо, вносит в кассу вступительный взнос 10 тысяч рублей и обязательную часть паевого взноса в размере 340 тысяч рублей — так определило собрание уполномоченных. Для заинтересованности пайщиков в ноябре минувшего года правление райпо приняло постановление о передаче им товаров без взимания НДС. Был утвержден список магазинов, торгующих по новой схеме, а также определен перечень непродовольственных товаров, на которые распространялся такой порядок. Такова, если кратко, вершина айсберга, подводная часть которого значительно глубже. Для возможности реализации товаров за вычетом НДС предварительно была проведена скрупулезная работа с поставщиками, организовано информирование населения путем опубликования объявления в районных средствах массовой информации, размещена реклама на стендах «Информация для покупателей» непосредственно в торговых объектах райпо, оформлены ценники на товары. По новой схеме в декабре минувшего года было реализовано товаров на сумму почти 302 миллиона рублей. Начало, как говорится, положено, и продолжение, рискну предположить, будет еще лучшим. Как подчеркнули в райпо, данный отпуск товаров покупателям-пайщикам наряду с продажей их в кредит позволил кооперативной организации успешно выполнить доведенные плановые задания по розничному товарообороту с привлечением наличных денежных средств населения.

На последний момент хотелось бы обратить особое внимание. Как верно заметил заместитель председателя Правления Белкоопсоюза Гадад Галимов, передача товаров пайщикам, кроме всего прочего, позволяет также снизить кредитную нагрузку на потребительские общества и тем самым укрепить их финансовое положение. Здесь, думается, комментарии излишни, если вспомнить, под какие процентные ставки выдаются сегодня банковские кредиты. Вовсе не собираюсь идеализировать предложенную Правлением Белкоопсоюза новую схему реализации товаров. Она, безусловно, не безупречна, имеются, естественно, и подводные камни. Такие, например, когда пайщик, пользуясь правом передачи товаров в магазинах потребкооперации без взимания НДС, приобретает их не только для личного пользования, но также для всех родственников и просто знакомых. Да и сумма реализованных в декабре минувшего года по предлагаемой схеме товаров на 10 с хвостиком миллиардов рублей вызывает ироничную улыбку. Ведь это лишь 0,7 процента в товарообороте системы потребительской кооперации республики. Тем не менее даже самые непримиримые скептики согласны с тем, что рациональное зерно здесь имеется. Главное, чтобы его увидели на местах в кооперативных организациях и со всей ответственностью подошли к делу. В таком случае, убежден, успех гарантирован.

Коллаж: Николай ГИРГЕЛЬ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter