Взлетят ли риски вместе с увеличением скоростного режима на дорогах?

90 КИЛОМЕТРОВ — максимальная скорость на белорусских трассах, разогнаться до 100 можно на автомагистрали М-3 (Минск — Витебск), 120 километров — на нескольких участках «олимпийской» М-1 и по пути в Национальный аэропорт. Может, стоит увеличить эти цифры? Сейчас эту тему активно обсуждают не только автомобилисты, но и дорожники, сотрудники ГАИ. Вопрос не оставил равнодушным даже Президента. Александр Лукашенко недавно на совещании по вопросу совершенствования деятельности органов прокуратуры поручил взвесить все «за» и «против». Думаю, что у этой инициативы есть объяснение: то, что предлагается закрепить юридически, фактически уже происходит.

Дисциплина водителей — только один из факторов нашей безопасности. Есть и другие...

90 КИЛОМЕТРОВ — максимальная скорость на белорусских трассах, разогнаться до 100 можно на автомагистрали М-3 (Минск — Витебск), 120 километров — на нескольких участках «олимпийской» М-1 и по пути в Национальный аэропорт. Может, стоит увеличить эти цифры? Сейчас эту тему активно обсуждают не только автомобилисты, но и дорожники, сотрудники ГАИ. Вопрос не оставил равнодушным даже Президента. Александр Лукашенко недавно на совещании по вопросу совершенствования деятельности органов прокуратуры поручил взвесить все «за» и «против». Думаю, что у этой инициативы есть объяснение: то, что предлагается закрепить юридически, фактически уже происходит.

На «Запорожце» за «Ауди» не угонишься!

Трасса Брест — Москва, или M-1, построенная к Олимпиаде-80, стала первой ласточкой и примером качественной дороги, по которой «летают» не только белорусы, но и иностранцы. В ближайшее время четыре полосы соединят Минск с Бобруйском. Активно идет сооружение новой гомельской трассы. Прямой конкурент брестской магистрали — дорога на Могилев, работы на которой в стадии завершения. Эта трасса, несомненно, будет лучшей в стране и, возможно, станет площадкой для испытаний новых скоростных режимов.

В течение ближайших пяти лет такие магистрали свяжут все областные города со столицей. По количеству автобанов мы уже обогнали соседей — в том числе и нефтяную Россию, которая никак не может сдать свою первую скоростную трассу «Дон». По качеству некоторые белорусские дороги уже сравнивают с немецкими, где 130 километров в час — максимальная рекомендуемая скорость. В список, где разрешено так ездить, можно добавить еще с десяток европейских стран.

Ну а если чуть притормозить и отойти от скорости, задумываешься: а почему общество вообще об этом заговорило? А почему нет, если есть качественные магистрали и с каждым годом все больше новых автомобилей. Заслуженные «Москвичи», «Запорожцы», «Жигули» на наших дорогах теперь увидишь редко, да и те, что зарегистрированы, зачастую выезжают разве что на дачу.

Только в прошлом году объем покупок новых авто вырос на 26 процентов. Средний возраст машин по стране — 10 лет. А сколько премиум-класса? Точный подсчет никто не ведет, но спортивным «Ауди» вслед давно никто не оборачивается. Не говоря уже о «Бентли» и «Мерседесах». Скорость 140 для них более чем средняя. То есть отечественный парк автомобилей можно назвать приемлемым для повышения скоростей.

Штрафы как панацея?

Если посмотреть на статистику, из общего количества ДТП, в которых виноваты водители, каждое пятое происходит из-за превышения скорости. Хотя достаточно и других причин. От выезда на встречную до плохого состояния покрытия дороги и технических неисправностей самого автомобиля.

Сейчас штрафы в нашей республике за максимальное превышение скорости на 30 километров в час и выше колеблются от 300 тысяч до миллиона рублей. В странах, где скоростной режим повышен, и деньги платят другие. В Германии, например, 175 евро.

Разница очевидна. Поэтому с точки зрения наказания Беларусь к большим скоростям пока не готова. С другой стороны, мы — лидеры в СНГ по количеству машин на душу населения: 293 автомобиля на тысячу человек, в России 156 авто. А это значит, нам надо ускоряться, чтобы не застрять в пробках.

Когда начались разговоры об увеличении скоростного режима на некоторых участках дорог, была создана специальная комиссия, состоящая из представителей Минтранса, МВД, местных распорядительных и исполнительных органов и других заинтересованных ведомств.

— Комиссия в ближайшее время должна произвести оценку отдельных дорог и рассмотреть возможность увеличения на них скоростного режима, — говорит старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Анна Банадык. — Это комплексная оценка дорог, отнесенных к первой категории, во время которой изучается уровень аварийности, уровень средней скорости движения и многие другие факторы. К примеру, изучается не только средняя скорость движения, но и его интенсивность, плотность транспортного потока и его состав. Дорожные службы анализируют дефекты дорог, уровень их содержания, а также наличие и соответствие технических средств организации движения к дорожным условиям.

Выбор всегда остается

«Оптимальными» и дорожники, и госавтоинспекторы, и водители называют разные цифры. Позиция многих автолюбителей понятна и, в принципе, аргументированна: разреши на трассе 120 или пусть даже 200 километров в час — тот, кто превышал, так же превышать и будет. Выбор за водителем. Адекватный человек за рулем в любом случае рисковать не станет. Заместитель начальника управления содержания дорожной сети Департамента «Белавтодор» Евгений Рокало говорит, что по качеству покрытия мы не уступаем европейским дорогам. Позиция дорожников, в принципе, «за», но с большой осторожностью. Такое же мнение и у Госавтоинспекции.

И здесь уже нюансы уверенно давят на газ. О какой безопасности можно говорить, если поднимать скоростные ограничения на трассах без разделительного ограждения или, к примеру, без сетки, которая не позволит диким животным выбежать на дорогу? А такая, пусть и нехитрая, инфраструктура, как в Беларуси, пока есть далеко не везде, хотя установить все это теоретически можно.

Совсем недавно причиной аварии на трассе М1 стал лось. ДТП случилось на территории Ивацевичского района. Еще легко отделалась семейная пара из деревни Почапово Пинского района. Дикое животное выскочило на дорогу внезапно, поэтому предупредить столкновение возможности не было. В результате аварии водитель получил травмы внутренних органов. Женщина практически не пострадала. Оба они были пристегнуты ремнями безопасности.

В Швеции, например, вдоль всех дорог установлена сетка высотой 2,2 метра. Почему такая щепетильность? Оказалось, через 2-метровое ограждение лось может перепрыгнуть, а олимпийскую высоту в 2,2 метра ему взять уже не по силам.

Германия — единственная страна в Европе, в которой нет скоростного ограничения на автобане при рекомендуемой скорости 130 километров в час. Уверен, что заслуга этой «исключительности» — абсолютная дисциплина немецких водителей как результат отлаженной работы полицейских служб. Это, в первую очередь, стационарные радары скорости на имеющих ограничения участках. Это «ведение» и видеозапись на компьютер нарушений автомобиля-объекта в течение какого-то времени из находящегося в потоке движения полицейского автомобиля. Это также замеры дистанции между транспортными средствами. Кстати, нарушение дистанции с впереди идущим средством — особая статья штрафов, которые не мешало бы установить на Минской кольцевой.

Скорость — только фактор

Об этой магистрали разговор отдельный. Только за полгода здесь зарегистрировано 29 аварий с тяжелыми последствиями, пять человек погибли, 35 получили травмы. Огромное количество неучтенных факторов, помноженное на высокую скорость, приводит к печальным последствиям. Но перекрыть или ограничить скорость — и столица задохнется в заторах.

С одной стороны может показаться, что на кольцевой не все так плохо — на каждый километр, который проехал автомобиль, показатель аварийности ниже в 1,5—2 раза, чем на других улицах Минска. С другой — это самая опасная дорога по количеству тяжких ДТП в столице. По статистике, с 1997 года по настоящее время там погибло около 250 человек и более 1000 получили травмы. Пик пришелся на 2002—2005 годы, сразу после реконструкции. Тогда вылезли огрехи с проектированием, особенно в части пешеходного движения.

Съезжают с МКАД в кювет регулярно. Здесь уместно сказать «вылетают», учитывая среднюю скорость потока. Одна из самых страшных аварий произошла в июне 2010 года. На 22-м километре кольцевой «Фиат» вылетел за пределы проезжей части и врезался в столб. Машину разорвало на две части, водителя выбросило из салона, погибли шесть молодых человек — два парня и четыре девушки. Расследование длилось четыре месяца, была проведена сложнейшая экспертиза. Следствие определило, что водитель перестраивался из среднего ряда в крайний правый на высокой скорости. Автомобиль занесло, он совершил наезд на ограждение, которое сыграло роль трамплина.

Как сообщили в республиканском ГАИ, всего за семь месяцев этого года на дорогах Беларуси произошло 2,5 тысячи ДТП, в которых погибли 463 человека, более 2,5 тысячи получили ранения.

По словам старшего инспектора УГАИ МВД Беларуси Андрея Иванова, скорость — фактор, приводящий к тяжелым последствиям, но не причина ДТП. Если две машины одна за одной будут ехать 100 километров в час, то ничего не произойдет. Но как только их траектории начнут пересекаться или скорости — отличаться, возникнет конфликт.

Самая безопасная скорость — это скорость потока, в котором ты едешь. Но стоит выехать на трассу, и перед тобой стоит дилемма: или нарушать, как все, или соблюдать правила, но при этом создавать кому-то помехи. Автомобилисты говорят: строгость законов компенсируется их неисполнением. Ведь не факт, что новые цифры на ограничительных знаках будут совпадать с показаниями на спидометре.

Играем в открытую

И все же к наиболее аварийным автомобильным дорогам относятся не МКАД, и не «олимпийка». Больше всего ДТП с ранеными и погибшими происходит на трассе рангом пониже: Р23 Минск — Микашевичи.

Поэтому, после главной автомагистрали страны, именно здесь заработали системы автоматической фото- и видеофиксации нарушений. На Р23 главное внимание уделено профилактике лобовых столкновений, ставших главной бедой трассы. Первоначально они установлены на 94-м и 124-м км Р23 на территории Слуцкого района, на который приходится основная масса ДТП.

В ближайшем будущем на автодороге появится еще 4 камеры, а в дальнейших планах — оборудование такими системами всех важных трасс. В дополнение к стационарным системам будут работать и мобильные передвижные установки.

Системы, установленные на Р23, в случае нарушения срабатывают автоматически, передают информацию на компьютер ближайшему наряду ГАИ, который останавливает нарушителя и выписывает ему штраф. Однако вскоре будет действовать та же схема, что и на трассе М1: водитель получит «письмо счастья» по почте. В настоящее время на магистрали расставлены 15 автоматизированных систем. ГАИ планирует установить на этой автодороге еще  десять. Камеры размещены на значительном удалении друг от друга, и зона контроля каждого устройства будет обозначена специальным знаком.

— Мы играем в открытую, и каждый водитель будет точно знать, что нарушение скоростного режима зафиксирует фотокамера. Спрятаться от системы невозможно, предупреждают в Госавтоинспекции. Разумеется, предусмотрена и серьезная антивандальная защита. По словам сотрудников ГАИ, камера «выдерживает очередь из автоматического оружия». Хотя системы фотофиксации работают всего несколько месяцев, госавтоинспекторы уже успели оценить их пользу. Скажем, на брестской трассе еженедельно они фиксировали около 6 тысяч фактов превышения скорости, а в выходные дни и того больше. Есть и рекордсмен, который развил скорость в 265 километров в час.

Своеобразный отчет дала Госавтоинспекция, проанализировав, когда случается больше всего ДТП. Самым аварийным днем недели признана суббота: в прошлом году именно в субботу произошло 945 ДТП, в которых погибли 195 человек, еще 1070 получили ранения. Самый же «спокойный» день — четверг. Что касается времени суток, то больше всего аварий на дорогах страны происходит около шести вечера. Любопытен и еще один факт: чаще всего в аварии водители попадают в первый час или после четырех часов езды, когда так и хочется надавить на газ и быстрее добраться к месту назначения. Здесь уже правы скептики, которые утверждают, что каждый добавленный километр скорости пропорционально повышает и фактор риска.

И все же как автомобилист, думаю, «скоростной» вопрос решать необходимо, но нужно рассматривать его «не с колес», а еще раз детально проанализировав. «Лихачить» здесь вовсе не к чему!

Александр ШЕВКО, «БН»

От «БН».  Мы приглашаем читателей газеты подключиться к разговору по этой весьма непростой проблеме. Ваше мнение прояснит ситуацию на местах. Ведь все мы время от времени становимся участниками дорожного движения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter