27 марта празднуется Международный день театра — профессиональный праздник всех, кто связан именно с этим искусством

Взлетная полоса театра

Многие не раз слышали, что театр начинается с вешалки. Это не совсем точное сокращение мысли великого реформатора театра Константина Станиславского. Он говорил о том, что спектакль начинается с момента входа в театр. А там не только гардероб. Там может быть музей, театрализованное представление перед входом в зал, продажа программок, буклетов, сувениров и много чего еще. 

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

27 марта каждого года празднуется Всемирный день театра, профессиональный праздник всех, кто именно с этим искусством связан, и это повод вспомнить его девиз «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». Пусть звучит пафосно и у современной молодежи может вызвать улыбку. Однако это действительно так.

Поиск новых форм

Театр — коллективное действие сцены и зала. Коллективная эмоция. Не только зрелище для возбуждения мыслей и чувств, но и обмен энергетикой. Он способен увеличить силу Добра и уменьшить силу Зла. Может сделать и наоборот. Современный театр остро реагирует на все процессы, происходящие в стране и мире, чутко улавливает движение общественной мысли и вкусов. Иногда даже их опережает, прогнозируя поведение людей в тех или иных обстоятельствах.

По мнению современных аналитиков, в обществе каждые двенадцать лет меняются интеллектуальные фазы. Это срок для появления новых имен во всех сферах общества. И театр здесь не исключение.

Казалось бы, как легко зрителю выбирать себе развлечение и удовольствие от театра, ориентируясь на жанры. Комедия. Драма. Трагедия. Что сегодня с жанрами? Театры стараются расшифровать зрителю то, что можно увидеть на сцене: нежная комедия, мистическая комедия, почти комедия, детективная комедия, комическая драма, вечный анекдот, оперативная разработка, музыкальная клоунада, road-play и тому подобное.

Да и сами формы взаимоотношений театра с литературой, актерами, местом действия очень изменились.

Сегодня стали популярны спектакли документальные, визуальные, пластические, анимационные, уличные, абсурдистские, иммерсионные, интерактивные и даже арт-терапевтические. Открыта широкая дорога всякому эксперименту. Правда, не стоит забывать, что главные выразительные средства актера — речь и физические действия. Между количеством текста и пластики идет нешуточное соревнование. Классический многовековой театр всегда опирался на слово и образы, созданные драматургом. Современные пьесы, особенно те, что называют новой драмой, игнорируют старые законы построения и наполнения исследуемой темы. Да и пьесы стали называть текстом. Вперед вышел так называемый физический театр, который щедро использует человеческое тело.

Режиссеры, увлеченные новыми формами, постоянно используют известные пьесы мировой литературы для переделки, переосмысления и приближения к привычкам и взглядам сегодняшних зрителей. Возвращаясь к мысли о том, что театр — средство взаимопонимания и укрепления мира между народами, мы обнаруживаем, как становятся крепкими контакты восточных и западных культур, сближаются менталитеты народов, преодолевается кризис веры в нравственные ценности. Одним словом, все яркие формы хороши, если в них еще и заложен важный глубокий смысл.

Человеческое искусство

Любое искусство, а театральное особенно, старается пробиться к человеческому сердцу, героизму, человеческому достоинству и самопознанию. Распахнуть двери современного театра всем, чтобы было важно и интересно. Это делается прежде всего через актеров, которых одни называют инструментом, другие — выразителем идеи.

Во всем театре, и отечественном в том числе, идет поиск новых имен, образов, стилей. Государство старается заметить лучшее и отметить наградами. Для этого придуманы фестивали, конкурсы, присуждение званий. Также важен обмен лучшими спектаклями во время гастролей и поездок за рубеж. Сегодня белорусский театр имеет множество достижений, которыми может гордиться и чувствовать себя качественным продуктом. До Америки мы, конечно, не добрались, но в Европе о нас знают. Кстати, охотно приезжают на наши фестивали со всей продукцией. Так что в настоящее время мы можем сравнивать свое и чужое.

До недавнего времени в Беларуси не было своей Национальной театральной премии. Мы с завистью поглядывали на российскую «Золотую маску», куда, кстати, иногда попадали и наши режиссеры, ставившие спектакли в России. Сейчас ситуация изменилась. В Беларуси прошло 5 конкурсов Национальной театральной премии. В этом году ожидается шестой. В нем участвуют государственные и частные театры их всех регионов страны. Минкульт определяет состав авторитетного жюри и принимает заявки от всех театров. Цель такого конкурса понятна. Это поддержка новых веяний в театральном искусстве, диалог по актуальным темам, стимулирование художественного процесса.

Есть у нас еще очень престижный конкурс и награды общественной организации — Белорусского союза театральных деятелей. Ежегодно в День театра вручаются лучшим из лучших «Хрустальная Павлинка», «Хрустальный цветок», «Хрустальная звезда», «Хрустальный ангел» и приз «Вдохновение». Награды вручаются уже четверть века и стимулируют артистов на новые успехи.

Жаль, конечно, что сейчас редко дает государство звания народных и заслуженных артистов. Считается, что это награда за выслугу лет, но с возрастом актера она становится не такой значимой. Хорошо, когда приходит к мастеру в расцвете лет и творчества. Например, сегодня народных артистов в театрах драмы осталось не больше десятка. Есть коллективы, где и вовсе нет ни одного народного.

Золотой запас

Международный день театра — главный праздник для нашей актерской братии. Для тех, чей талант, мастерство, современное мышление, выразительная пластика, природное обаяние и трудоспособность создают на сцене тайну, которую всем нам, зрителям, предстоит разгадывать. Сегодня украшением сцены белорусского театра являются как старейшие мастера — Геннадий Овсянников, Виктор Манаев, Белла Масумян, Ольга Клебанович, Александр Ткаченок, Татьяна Мархель, Светлана Окружная, Тадеуш Кокштыс, Григорий Белоцерковский, Людмила Корхова, так и более молодые. Некоторые из них — заслуженные или обладатели медали Франциска Скорины, а кто-то без званий честно служит Его Величеству Театру.

С праздником!

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter