Взлететь выше неба можно только в Екатеринбурге

Главного балетмейстера Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии и одновременно художественного руководителя хореографической компании “Эксцентрик-балет” Сергея Смирнова в Витебске любят не меньше, чем в Екатеринбурге. Сегодня компания под руководством всегда ищущего Сергея Смирнова готовится к новым театральным встречам в Москве, свой новый спектакль “Выше неба” они снова выдвинули на соискание национальной театральной премии в номинации “лучший спектакль современного танца”. Но сначала решили показать его в Витебске.

— Сергей, насколько современная хореография сейчас востребована в России, вы чувствуете свою популярность?
— Популярность — это когда показывают по телевизору 24 часа в сутки? Это не про нас. Но мы делаем свою работу не ради этого...
— Когда говорят о театрах современной хореографии, в первую очередь называют “загадочный” уральский треугольник: Пермь — Челябинск — Екатеринбург. В чем здесь феномен? Неужели географический стык Европы и Азии рождает самые смелые танцевальные идеи нового века?
— Театров современной хореографии настолько мало, что их можно пересчитать по пальцам. Театр Ольги Пона в Челябинске, “Балет Евгения Панфилова” в Перми. Современным танцем, как правило, занимаются альтруисты, люди, фанатично преданные своему делу. У нас говорят: кто из Сибири ехал в Москву, тот обязательно осел на Урале. Это как “разломная инстанция” между Европой и Азией. Если говорить о Москве, то там настолько все продано и загнано в секундомер, что думать о какой-то философии, о душе нет времени, неуместно и нетактично. Мы — другие, у нас замедлены темпы, в отличие от москвичей мы имеем возможность видеть, созерцать. Когда я приезжаю в Москву, я задыхаюсь, мне хочется убежать. Столицей современного танца считаю Екатеринбург. У нас не был сформирован тот старый институт культуры танца, который мог бы затормозить развитие нового.
— Почему ваш балет получил название “эксцентрик”?
— Мне, как любому молодому человеку, не лишенному амбиций, 12 лет назад хотелось сделать свой балет. Понятие “эксцентрик” — круг со смещенным центром. Это может быть и студия-мастерская Сергея Смирнова.
Изначально я решил отказаться от копирования западных образцов. Менталитет людей, живущих на постсоветском пространстве, отличается от того, что идет к нам из Западной Европы, США. Я с удовольствием приезжаю в Париж, но не более того. Там хореография — на уровне холодного визуального искусства, она оставляет нас равнодушными. Посмотрите вокруг — какие у нас богатые традиции! Сегодня я смело могу заявить, как бы это пафосно ни звучало: я пропагандирую душу русского человека. Я воспитан на Чехове и Достоевском, и мой контемпореры-данс (contemporery dance) не перейдет на перфоманс. Я хочу остаться самим собой, это мое жизненное кредо. Иногда смотришь работы балетмейстеров и перестаешь узнавать этих людей. Ты только что с ним разговаривал, видел тепло в глазах, а на сцене — неискренность, чужое.
В этом и есть эклектика — зачем себя ломать и перестраивать? Ты вырос в России, и это тебя отличает. Мы — свои, наши, местные.
— Что вы можете сказать о российской школе современной хореографии?
— Я противник подобных объединений. Считаю, художник всегда одинок в своем полете, соратники ему не нужны. Это главное в современном танце. На фестивалях порой присутствует дух спартакиадности, когда все копируют друг друга. Я против массовой культуры, когда одна песня звучит изо всех окон, когда надел Иван Иванович синее пальто и все непременно это повторили.
— Что вы выделяете в белорусской хореографии?
— Во-первых, фестиваль в Витебске. Такого уровня не достиг никакой другой фестиваль в СНГ. Спасибо за него Марине Романовской, Эдуарду Чернивчану, всем витебчанам. Белорусская хореография растет, развивается благодаря этому. Есть и гродненский “Тад”, витебские “Параллели”, “Квадра”, Диана Юрченко, Алексей Литвин. Мне нравится то, что делается на отделении хореографии Белорусского университета культуры. Они ищут свое лицо.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter