История с продолжением: Беларусь в Кубке Дэвиса играет с Россией, а матч этих команд 14 лет назад стал эпосом

Взлететь и не падать

Путь к каждой вершине начинается с подножия, у любой саги есть своя предыстория. Сегодня теннисисты сборной Беларуси начинают матч первого раунда плей–офф I группы Евро–Африканской зоны Кубка Дэвиса. На малой арене «Лужников» в Москве встречаются с командой России. В нашем составе по–прежнему в строю Максим Мирный. На посту капитана Владимир Волчков. Соперников к противостоянию готовит неувядающий Шамиль Тарпищев. Все они, конечно, помнят события 14–летней давности. У наших ребят они вызывают прилив вдохновения, заставляющий губы растянуться в улыбке и заблестеть глаза, а уважаемый мэтр Шамиль Анвярович наверняка поморщится. А может, и вовсе сдвинет брови и нахмурится, делая вид, что силится вспомнить о тех днях, но не может: дескать, а что такого интересного там произошло?.. Память часто ставит блоки на события, которые хочется забыть.

ФОТО ГЕННАДИЯ СЕМЕНОВА.
В феврале 2004 года в минском Футбольном манеже, экстренно переоборудованном в теннисный дворец, Беларусь рубилась с Россией в Мировой группе Кубка Дэвиса. И победила. Сенсационно и героически. Это был матч, который навсегда останется в истории белорусского спорта. Кто его видел, не забудет. А кто не видел — должен знать.

Остановись, мгновение, ты прекрасно! Это не фото, это картина Сандро Боттичелли на современный лад: волхвы тянут руки к пророку. Только что обыгравший в решающем поединке Михаила Южного в трех сетах Владимир Волчков на долю секунды застыл в полете. Наслаждение и счастье, во всех лицах читаются порыв и одухотворенность, которые бывают в секунду, когда доволен собой сверх меры, не будучи волшебником, сотворив маленькое чудо. Наслаждение тем приятнее, чем более неожиданно. А кто мог поверить тогда в подобный исход?

Этот полет Волчкова, если разложить его на кадры истории, начался, конечно, не здесь и не сейчас. К матчу со сборной России молодые, дерзкие и очень перспективные парни Макс Мирный и Володя Волчков на пару стали тянуть команду за два года до того, в 2002–м. Именно тогда скрипучая телега белорусского тенниса под руководством бравого капитана Сергея Тетерина потихоньку пошла в гору. В 1980–е два Сергея — Леонюк и Тетерин — составляли главную ударную мощь республиканского тенниса: здорово сражались в чемпионатах СССР, становились призерами юношеского чемпионата Европы. В общем, что такое теннис, Сергей Семенович знал не понаслышке, и его роль в победе переоценить, конечно, трудно.

Уступив сборной Зимбабве, в 2002–м наша команда вновь откатилась на задние позиции. Но вершина манила, молодость бурлила, а юные сердца били в груди бодрый бит, утверждая, что нет ничего невозможного. Начали с победы над португальцами. Уверенной и звонкой. Продолжили, выиграв у сборной Израиля. Чтоб вы понимали, что наша команда была настоящей темной лошадкой, заметим, что Мирный имел в мире 52–й рейтинг, а Волчков — 77–й. Ничего выдающегося, но в отдельных поединках, когда масть, что называется шла, оба могли обыграть любую звезду. В промежутке между поединками с португальцами и Израилем, к примеру, Волчков удивительно легко разобрался на турнире в Санкт–Петербурге со вторым номером рейтинга Маратом Сафиным в двух сетах. Знал бы тогда Сафин, что это не последняя его встреча с белорусами...

Шаг нашей сборной становился тверже и шире, мышцы наливались силой, а души уверенностью. В поединке за выход в плей–офф вновь предстояло сыграть с Зимбабве. Не смейтесь, тогда это была очень приличная команда. Но завалили и африканцев — с той же непринужденной легкостью, которая все серьезнее заставляла задуматься об истинных возможностях наших парней: 3:0 после первых дней, и дело в шляпе! Дальше — больше: в немецком городке Зундерне, что в 50 километрах от Дортмунда, играли с Германией. Победа над немцами открывала невероятные перспективы — впервые в истории выводила команду в Мировую группу. Рубилово было жесткое, никто себя не жалел, но восклицательный знак в конце предложения, завершавшего теннисное повествование 2003 года, был поставлен: сочный и жирный — 3:2!

Весну так не ждали студеной зимой 2004–го, как февраля и поединка против России. О важности и принципиальности события говорит хотя бы тот факт, что председателем оргкомитета по подготовке и проведению теннисного матча Беларусь — Россия был назначен председатель Минского горисполкома Михаил Павлов. А в футбольном манеже (других мест для проведения столь размашистого мероприятия в столице попросту не было) началась поистине гигантская стройка: оборудовались две командные раздевалки с саунами и бассейнами, медпункт и центр допинг–контроля, помещения для судей, для бол–боев, отдельные кабинеты директората матча, рефери, представителей Международной федерации тенниса и специальные помещения для VIP–персон, ведь ожидалось даже прибытие первого президента России Бориса Ельцина! И день настал.

Аншлаг на трибунах и прямая трансляция по телевидению. Вся страна, казалось, жила и дышала теннисом. Первым на корт вышел Волчков — и началось: 7:6, 6:7, 7:5... Россиянин Игорь Андреев старался, но Вова его дожимал — 4:4 в решающем сете, и зрители уже предвкушали победу. И вот тут случилось то самое, что обсуждают до сих пор: Волчков рухнул на корт. Доктора колдовали долго, но продолжить игру он не смог — отказ и поражение. Сергей Тетерин вечером грустно озвучил журналистам диагноз: «Произошли внутренние микронадрывы мягких тканей и повреждения голеностопных связок».

Это был крах надежд и полное разочарование. Соперники старались не высказывать открыто свое ликование, но сделать это было трудно: хотелось подойти и вручить им килограмм лимонов, чтоб съели и лица перестали быть такими довольными. А когда Волчков на следующий день во время парной встречи не просто не вышел на корт, а появился в манеже с ногой, закованной в гипс, лимоны становились уже неактуальными — крушение казалось неизбежным.

Но Макс Мирный сражался как лев: и за себя, и за друга. В первый день он в напряженнейшем поединке выиграл у Марата Сафина, прилетевшего в Минск в ранге финалиста только что закончившегося Открытого чемпионата Австралии. На пресс–конференции, которая началась уже за полночь, Макс был, как всегда, скромен, но нашел слова, которые вернули всем веру: «Чем больше продолжался матч, тем сильнее меня охватывало необычайное чувство любви к своему городу, чувство благодарности к тем, кто остался в зале, несмотря на Вовину травму, верил и поддерживал нас. Их энергия помогла мне победить».

В решающий, третий день Мирный снова победил, обыграв Андреева и сделав счет в матче ничейным — 2:2. И тут на авансцену вышел Волчков. Без гипса и с беспощадным желанием биться, если понадобится, то и умереть на корте. Его травмированная нога была плотно упакована бинтами и обколота обезболивающими препаратами. Из лагеря соперника на Вову смотрели, как смотрят на появившееся в дверях спальни привидение — с ужасом и растерянностью. Деморализованный Михаил Южный, которого выпускали на корт для легкой прогулки, ничего поделать не смог: Волчков выиграл и взлетел к потолку Футбольного манежа, а вместе с ним летала в эйфории вся страна.

Сегодня Волчков — капитан. А Мирный все еще на корте. Россия — явный фаворит матча, у них в составе «молодые волки», жадные до побед и рвущиеся к вершинам рейтинга. Наша главная ставка на Егора Герасимова и Илью Ивашко — парней, о которых пока никто особо не знает. Но капитан в них верит, он убежден, что об этих ребятах тоже скоро заговорят во весь голос.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter