Взгляд за кулисы

Уильям Шекспир заметил, что мир — театр, а люди в нем — актеры. Президенты, канцлеры, премьер–министры тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо. Но они люди высокопоставленные! Сейчас в уединенном курортном городке Хайлигендамм на Балтике они на глазах планеты усердно исполняют свои роли в глобальной постановке под рабочим названием «большая восьмерка»...
Уильям Шекспир заметил, что мир — театр, а люди в нем — актеры. Президенты, канцлеры, премьер–министры тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо. Но они люди высокопоставленные! Сейчас в уединенном курортном городке Хайлигендамм на Балтике они на глазах планеты усердно исполняют свои роли в глобальной постановке под рабочим названием «большая восьмерка».

Что наблюдают зрители, то есть мы с вами?

Прежде всего улыбки и отличные манеры, которые не могут, однако, скрыть «расстановку сил»: семеро дружат против одного. Один — это Владимир Путин.

Займем, уважаемые, места согласно купленным билетам, поближе познакомимся с действующими лицами и исполнителями.

Ангела Меркель, канцлер Германии, единственная женщина среди семерых мужчин без галстуков. Жесты выдают в ней хозяйку. Она вдвойне у себя дома — это не только ее страна, но и ее избирательный округ. Она рассчитывала разделить триумф со своими избирателями. Хотела показать и этим мужчинам–иностранцам (во внутренней политике она уже доказала свою успешность), чего стоит. И что в итоге? Ей немного жалко себя. Она намеренно упростила «меню» встречи, сделала «главным блюдом» сокращение наполовину выбросов парниковых газов в атмосферу, а им эта идея не понравилась. Точнее, не понравилась только одному — американцу, которому она посвятила столько своего времени. Без его согласия все ее планы рушатся. Она продолжает улыбаться...

Джордж Буш–младший, 43–й президент США. Внешне держится уверенно, а порой даже вальяжно. И все же какие–то мелочи в поведении, в мимике выдают его дискомфорт. Ему больше нравится вести переговоры с каждым наедине, за общим столом его преимущества, точнее, преимущества его большой и богатой страны, нивелируются, и при обсуждении таких вопросов, как изменения климата, он остается в явном меньшинстве. Крупный бизнес в его стране против того, чтобы сокращать выбросы в атмосферу. При чередующихся засухах и наводнениях ему нелегко отстаивать эту позицию: «большая восьмерка» не должна указывать своим членам, какую им политику проводить. Далеко на этом аргументе не уедешь, но, к счастью, неожиданно (неожиданно ли?) возникла другая актуальная тема для беседы — размещение элементов американской противоракетной обороны в Чехии и Польше. Здесь Джордж Буш чувствует себя как рыба в воде, поскольку только один из семи его собеседников решился открыто возмутиться этой инициативе. Шум в прессе по поводу начала из–за этого новой «холодной войны» ему, откровенно говоря, по душе. Его отец — полководец, победивший в «холодной войне». Те воспоминания сладки, тем более что в собственной войне — с мировым терроризмом — Джорджа Буша в последнее время преследуют сплошные неудачи. Слава Богу, никто корректно не вспоминает об Ираке...

Владимир Путин, второй Президент самой большой и потенциально богатой страны мира, выделяется тем, что с хозяйкой говорит на одном языке. В прошлом году в балтийском С.–Петербурге ему выпало принимать этих же гостей. Он пристально осматривается по сторонам в надежде убедиться, что его прием был лучше. А может быть, это просто психологическая уловка: не смотреть на собеседников, чтобы о его стране вспоминали за столом переговоров как можно реже. Россия последней вступила в элитный клуб, и ему крайне неприятны все эти разговоры о несоответствии критериям членства. Как будто других проблем у людей нет. Вон американцы ПРО свою собираются у самой российской границы разместить. И не постеснялись же предложить поучаствовать в ее создании, убеждают, что она полностью безопасна. Как же, верь вам. Когда–то обещали, что НАТО не будет расширяться. Где теперь это НАТО? Самолеты нашу границу инспектируют... Перед саммитом Путин сделал несколько заявлений, после которых кое у кого на Западе началась бессонница. Каково было услышать, что «Россия перенацелит свои «Тополя» на некоторые европейские цели»? Но Владимир Владимирович демонстрирует не только твердость, но и тонкость. Когда показалось, что дело зашло в тупик, он сделал «другу Бушу» такое предложение, от которого тому будет трудно отказаться. Если, дескать, США так боятся «иранских ракет», то давайте, предложил Владимир Владимирович, будем пользоваться российскими системами ПРО, находящимися на территории Азербайджана. Они, во–первых, куда ближе к Тегерану, чем Варшава и Прага, во–вторых, Баку согласен. После этого предложения Бушу и его команде будет трудно что–то говорить о «зонтике над Европой». И хотя это, конечно, не означает нового «медового месяца», но можно сказать, что первая большая и позитивная сенсация на саммите произошла, и ее автор — В.Путин!

Что же остальные участники?

Они ведь не статисты...

Хотя Тони Блэр, премьер–министр Великобритании, уже уходящая натура. Чрезвычайно разговорчив, раздает направо и налево советы, даже немножко угрожает, например, России. Но его никто не слушает — через несколько недель он покинет свой пост.

Николя Саркози, президент Франции, здесь новичок. Присматривается, прислушивается, в спор не вступает, и кажется, что мысли его где–то в другом месте. Где? У него на носу парламентские выборы, которые, извините за тавтологию, кровь из носу нужно выиграть. А потом уж можно будет и международными проблемами заняться.

Синдзо Абэ, премьер–министр Японии. Его легко отличить. Вообще говоря, европейские проблемы интересуют его постольку–поскольку. Каждый японский премьер всегда едет на встречу с российским начальством, имея наготове один–единственный вопрос: «Когда вернете Курилы?» Но похоже, что вопрос этот в настоящее время для «семерки» не слишком актуален и г–ну Абэ придется потерпеть до лучших времен.

Романо Проди, премьер–министр Италии. Самый счастливый человек на пляже — только что выиграл голосование в парламенте. Но итальянцы — народ темпераментный и всегда готовы отправить подальше свое правительство и огласить Вечный город ликующим криком «Баста!». Поэтому южанин Проди тоже за «атлантическую солидарность», а стало быть, не прочь запустить русским шпильку.

Стивен Харпер, премьер–министр Канады. Скромно сидит рядом с Джорджем Бушем. Он имеет немало претензий к старшему брату, но когда приезжает на саммит, то предпочитает не выносить сор из североамериканской избы. По старой традиции косо поглядывает на кремлевских руководителей. Мало ли что...

Саммит продолжается. Ждем новостей из Хайлигендамма.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter