Взгляд в завтра. За горизонт

Во вторник в «СБ. Беларусь сегодня» опубликован проект программы развития страны на начавшуюся пятилетку. Обсуждение документа — большой и открытый разговор о нашем будущем. Свое слово в этой дискуссии может сказать каждый

Что ты хочешь изменить в своей жизни? А что сохранить? Чего ищешь? А от чего бежишь? Вроде вопросы личные, но они важны как для отдельного человека, так и для целой страны. Проблема выбора. Выбирая одно, всегда приходится отказываться от другого. Некоторые говорят: мы за мирную и спокойную Беларусь, за порядок на улицах, но не хотим, чтобы государство ограничивало нашу свободу. Но ведь совершенно очевидно, что обеспечить мир и порядок в стране, спокойствие граждан и чистоту на улицах, социальную защиту на предприятиях и качество продуктов в магазинах может только сильное государство. Разумное ограничение свободы индивида — необходимое условие порядка в обществе. Чем-то приходится жертвовать. 
Что мы хотим изменить, а что сохранить? Важный вопрос. От ответа на него зависит будущее нашей страны, будущее каждого из нас. 
Проблема выбора в экономике, суть которой в необходимости отказаться от чего-либо для того, чтобы получить что-то другое, обусловлена ограниченностью ресурсов, имеющихся в распоряжении общества. Это объективный закон экономики. Если бы ресурсы не были ограничены, не было бы необходимости от чего-то отказываться, делать выбор, повышать эффективность. Следовательно, не было бы экономики как совокупности отношений по поводу создания, распределения, обмена и потребления благ. Но в реальности ресурсы всегда ограничены, и поэтому человечество постоянно ломает голову, как, используя ограниченные ресурсы, удовлетворить свои постоянно возрастающие потребности.

Именно проблема выбора лежит в основе научных прогнозов развития любой страны. Анализ имеющихся ресурсов (природных, человеческих, финансовых, производственных) и достигнутого уровня их использования для удовлетворения потребностей общества (ВВП на душу населения) позволяет оценить исходные условия и понять внутренние сдерживающие факторы. Анализ внешнеэкономической и политической конъюнктуры позволяет оценить риски и возможности в отношениях с другими странами и понять внешние сдерживающие факторы. Это исходные условия макроэкономической задачи, которые решает государство. Например, как на основе ограниченных ресурсов в рамках внешних и внутренних ограничений (в качестве ограничений, как правило, выступают интересы различных социально-экономических групп, государств, международных организаций) выстроить максимально эффективную систему удовлетворения потребностей. Данная задача усложняется тем фактом, что потребности как в количественном отношении, так и по своей структуре динамично меняются. Человек сегодня купил одну машину, а завтра уже хочет новую или вторую. Вчера государство расширило льготы и пособия для многодетных, а ныне этого же захотели и те, у кого один ребенок. Всем не угодишь. В любом обществе есть и будут недовольные.

О целесообразности выбора и решения

В 1994 году Беларусь выбрала путь не революционных, а эволюционных перемен. Мы тогда отказались от сценария «шоковой терапии», было принято решение не разваливать советское наследие, а развивать и совершенствовать то, что у нас есть. Была сделана ставка на имеющиеся ресурсы. Важнейшим достижением стало формирование регулируемой и социально ориентированной модели экономики на основе сильной государственной власти.

Владимир Гусаков.
За последние 25 лет многое в Респуб­лике Беларусь существенно изменилось в лучшую сторону. Среди важнейших достижений можно назвать: формирование ЕАЭС и Союзного государства Беларуси и России, глобальную модернизацию промышленности и сельского хозяйства, создание ПВТ и развитие IT-сектора в целом, создание индустриального парка «Великий камень» и развитие белорусско-китайского сотрудничества, строительство БелАЭС и многое другое. Результатом является рост благосостояния граждан нашей страны. ВВП на душу населения по паритету покупательной способности за период с 1995 по 2019 год вырос более чем в 5 раз. 

В рамках белорусской экономической модели удалось решить принципиальные задачи:

♦ сохранение, восстановление и модернизация крупных предприятий государственного сектора в основных отраслях экономики путем прямых государственных инвестиций и субсидий;

♦ модернизация сельского хозяйства и обеспечение продовольственной безопасности страны;
 
♦ проведение выборочной приватизации государственных предприятий путем акционирования и сохранения контроля за этим процессом у государства;

 
Василий Гурский.
♦ проведение широкомасштабной модернизации приоритетных промышленных предприятий на основе целевых государственных программ, в рамках концепции «точек роста», за счет государственных ресурсов;

♦ сохранение и развитие трудового и производственного потенциала предприятий посредством системы государственных заказов, субсидирования и объединения убыточных предприятий с рентабельными;

♦ недопущение искусственного банкротства и рейдерских захватов предприятий государственной формы собственности;

♦ наращивание экспорта продукции, развитие импортозамещающих производств, повышение уровня локализации стратегически важных видов продукции;

♦ формирование новых высокотехнологичных отраслей и производств.
Результатом стало не быстрое обогащение горстки олигархов, а постепенный рост общего благосостояния всех людей. Кстати, благосостояние измеряется не только уровнем заработной платы, а объемом всех доступных для потребления благ. Это медицина и образование, услуги ЖКХ и транспорт, электрификация и газоснабжение, спокойствие и чистота на улицах и многое другое, к чему мы настолько привыкли, что уже даже не ценим.
Сейчас в нашей стране 75,3 % населения пользуются персональным компьютером, 82,8 % — сетью интернет, 97,4 % — сотовой связью, 100 % населения имеют доступ к тем или иным услугам и общественным благам. По индексу человеческого развития Республика Беларусь продвинулась с 65-го места (1995 год) на 50-е место (2019 год) и перешла в группу стран с высоким индексом человеческого развития.

Наш основной принцип — ничего не ломая, развивать то, что имеем

Социально-экономическая модель любой страны формируется в определенных социально-экономических условиях и отражает совокупность устойчивых социально-экономических связей, обусловливающих интегрированность общества как единого целого. Каждое общество имеет свою систему ценностей и формирует адекватную ей систему отношений. Исходя из этого, каждая страна стремится формировать собственную модель развития. Однако не всем это под силу. Зачастую более сильные страны навязывают свои модели экономики и системы ценностей более слабым. 

В Беларуси после обретения независимости в 1991 году также начался процесс выстраивания государственности. Рассматривалось много сценариев: немецкий и американский, шведский и российский, даже японский. Тогда, на этапе разрушения советской модели, бытовала иллюзия множества путей развития. Однако на самом деле выбор был между опорой на собственные силы и разум — и надеждой на чужую помощь и советы. В этой связи первые годы независимости были сложными и неопределенными, во многом разрушительными. Общество и экономика стремительно деградировали.

Становилось все более понятно, что чужие модели нам не подходят. Белорусский менталитет, основанный на извечном собственном труде, не позволял идти по пути бесполезных реформ, народ отказывался разрушать созданное. Основой экономической политики белорусского государства с 1995 года стало экономическое программирование как средство регулирования социально-экономических процессов. Именно тогда были разработаны первые программы развития на долго-, средне- и краткосрочную перспективу, которые легли в основу современной макроэкономической политики. Важнейшим инструментом стал программно-целевой метод и основная форма его реализации — целевые программы, включая Программу социально-экономического развития, Национальную стратегию устойчивого развития, Государственную программу инновационного развития и другие. 

Таким образом, с 1994–1995 годов белорусская экономика встала на путь собственного развития с опорой на свои силы и интеллект. И это, как оказалось в последующем, было единственным правильным решением. Стало очевидно, что белорусская экономическая модель не может быть скопирована ни с немецкой, ни со шведской. У нас другие ценности, традиции, отношения, а соответственно и модели поведения. За 25 лет созидательного развития Беларусь не только смогла отстоять свою независимость, но и стала равной среди равных в мировом сообществе. В любой сфере экономики и общественной жизни Беларусь не уступает другим.

Вообще, говорить о выборе рыночного пути в современной экономике можно лишь теоретически. Но даже теоретический дискурс между сторонниками либерально-рыночной доктрины и государственного регулирования под воздействием объективной реальности мировых кризисов в настоящее время постепенно перешел в плоскость эффективных механизмов государственного регулирования и протекционизма. Их целесообразность и перспективность сейчас уже мало кем оспариваются. Так, практически все экономически развитые страны используют механизмы государственного регулирования для поддержки своих производителей и защиты национальных рынков, для стимулирования экономического роста и обеспечения экологической безопасности, для повышения занятости и регулирования минимальной оплаты труда, для стабилизации курса национальной валюты и сдерживания инфляции. Иными словами, решают те же задачи, что и мы.

Беларусь лишь окрепла в своем строительстве и создала сильное государство с адекватной экономикой. За этот период и мировой рынок стал уже другим. Международные корпорации, обладающие финансовыми ресурсами, нацелены на подчинение огромных рыночных пространств, а не на честную конкурентную борьбу. Надо подчеркнуть также и то, что корпорации научились хорошо пользоваться государственным ресурсом в своих интересах. А государства осознали, что только собственные крупные предприятия и их объединения способны обеспечить выживание и устойчивое развитие национальных экономик. Это только вот для развивающихся стран по-прежнему насаждаются утопичные идеи свободной, рыночной экономики, где государству не позволено даже защищать интересы своего национального производителя. 

Навязывание рыночных реформ в мировом масштабе стало своеобразной государственной политикой развитых стран. Политикой, позволяющей их предприятиям получить конкурентные преимущества не только на внутреннем, но и на рынках других стран как партнеров, так и конкурентов. Для этого активно используются новейшие технологии, в том числе «цветных революций».

Мы поняли, как важно жить своим умом

Формируемая в Беларуси экономическая система отвечает следующим стратегическим запросам: быть социально ориентированной, сбалансированной с точки зрения удовлетворения потребностей общества, уравновешенной с точки зрения развития регионов и территорий, ориентированной на развитие высокотехнологичного реального сектора, обеспечивать высокий уровень занятости с акцентом на рост удельного веса высокопроизводительных рабочих мест, обеспечивать экономическую и в первую очередь продовольственную безопасность, быть регулируемой со стороны государства и саморегулируемой в интересах общества, а также глубоко интегрированной в мировую экономику, открытой для привлечения капитала и развития внешнеэкономических связей. 
Опубликованные накануне Основные положения проекта Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021—2025 годы сейчас проходят широкое обсуждение. И главное в документе то, что, как и ранее, на первое место выдвигаются приоритеты белорусской модели. Где во главу угла закладываются основополагающие критерии роста качества жизни населения.
Акцент делается на трех основных драйверах развития страны: 

♦ широком освоении новейших технологий производства и управления (V и VI технологических укладов) в сочетании с высочайшими стандартами качества продукции, производственной и технологической дисциплины;

♦ гармонизации совместных действий с основными внешнеэкономическими партнерами (прежде всего по Союзному государству, ЕАЭС, СНГ) в сфере внешней торговли, общих рынков, привлечения инвестиций, трансфера технических и технологических инноваций, участия в реализации мегапроектов, формировании транснацио­нальных корпораций;

♦ гармоничном развитии человеческого капитала, основанном на высокой социальной ответственности и подлинных ценностях в сочетании с высоким уровнем образования и подготовки граждан. 

Разве такой подход устарел? Может, кому-то и хочется поставить во главу не качество жизни людей, а конкуренцию. Это тоже выбор. Только надо знать, что, выбирая одно, придется отказаться от другого. Чем тут можно пожертвовать? Неужели всем (как требуют несогласные)? Есть такая мудрость: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Чтобы не плакать потом, надо делать правильный выбор сейчас. 

Что для нас важнее, что мы хотим сохранить?

Какой мы хотим видеть нашу страну в будущем? 

На какой экономической основе будет построено это будущее? 

На наш взгляд, можно сформулировать пять ключевых, неотъемлемых характеристик страны, в которой нам хотелось бы жить и сегодня, и в будущем.

Прежде всего белорусская государственность должна стать понятием незыблемым, если надо — святым. А это значит, что мы должны сохранить целостность (единство) и самостоятельность (суверенитет) своей страны в любых международных условиях.
Важнейшее достояние страны — человек. Руководствуемся принципом — экономика для человека, а не человек для экономики. Это значит, что распределение ресурсов должно быть социально ориентированным, позволяющим реализовать потенциал каждого человека, предоставляющим возможность жить достойно.
Значит, должны быть созданы соответствующие условия, позволяющие обществу удовлетворять разумные потребности и обеспечивать получение необходимых благ. 

Для этого Беларусь должна быть динамично развивающейся страной. Здесь постоянно должны происходить количественные и качественные изменения на основе современных достижений науки и техники. 

А также необходимо расширять международное сотрудничество. Актуально необходимо выстраивать взаимовыгодные партнерские отношения с соседями (которых не выбирают) на основе учета взаимных интересов. Безусловно, это позволит привлекать недостающие ресурсы и максимально эффективно использовать имеющиеся.

Таким образом, мы видим Беларусь, и сегодня, и в будущем, как суверенную, динамично развивающуюся, миролюбивую, социально ориентированную, комфортную для жизни страну. 

Выбор, не подкрепленный ресурсами, останется просто мечтой. Цели и задачи социально-экономического развития Беларуси традиционно формируются на основе глубокого анализа имеющихся возможностей. Важно понимать, что для достижения поставленной цели у нас есть все необходимое. Мы ничем не хуже, и ни в чем не уступаем другим странам.

По оценкам экспертов, ведущие страны мира сейчас переходят к VI технологическому укладу, который характеризуется доминированием нанотехнологий, генно-инженерных и клеточных технологий, технологий искусственного интеллекта, аддитивных технологий и др. Эти тренды характерны в первую очередь для самых мощных стран, таких как США, Япония, Германия, КНР. 

Способна ли Беларусь за ними угнаться?

Конечно, непросто, но потенциал есть. 

Так, Беларусь в настоящее время довольно успешно осваивает новейшие уклады. Сюда можно отнести IT- и космические технологии, атомную энергетику, нано- и биотехнологии и многие другие. Предполагается, что в перспективе они должны доминировать. 

В развитии и распространении инновационных технологий Беларусь опирается в основном на собственные научные исследования и разработки. Развитие собственной науки — один из приоритетов белорусской инновационной политики. Белорусская экономическая модель имеет научную основу и все последнее время выстраивалась на основе теоретико-методологических наработок отечественных ученых. 

В условиях международной глобализации основные направления трансформации экономики связаны с международными цепочками добавленной стоимости. В этой связи существенно возрастает актуальность международной интеграции. Наша страна, руководствуясь национальными интересами, в свое время выступила одним из инициаторов, а в дальнейшем активным участником формирования и развития интеграционных объединений на постсоветском пространстве. Цель проста и понятна — создать условия для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, проводить согласованную экономическую политику. В частности, объединение усилий государств — членов ЕАЭС приобретает особую важность в период международной турбулентности и санкционного давления. Это позволяет существенно усилить конкурентные преимущества наших производителей.

Потенциал экономики в рамках существующей модели только раскрывается. Новые условия будут формировать и новые возможности, которые станут реализовываться за счет новых технико-технологических и организационно-экономических решений.

ФОТО ИВАНА ЯРИВАНОВИЧА.

Что надо сделать для того, чтобы видение будущего воплотилось в реальность?

Нами видится необходимость опережающего, ускоренного инвестирования в развитие новых наукоемких и высокотехнологичных секторов экономики и конкурентоспособных производств, основанных на четвертой промышленной революции: IT-технологии, цифровизация, роботизация и искусственный интеллект, сенсоры, новые материалы, в том числе композиты, атомная и возобновляемая энергетика, высокоточное машиностроение и электротранспорт, биотехнологии и фармацевтика, «тонкая» химия. 

В этой связи требуется оптимизация экономической деятельности и повышение эффективности работы организаций промышленности, укрепление их финансовой устойчивости и платежеспособности. Разработка и реализация мероприятий по снижению затрат, сокращение импортной составляющей в затратах. Внедрение систем планирования ресурсов предприятия. Ужесточение дисциплины расчетов и активизация претензионной работы по взысканию дебиторской задолженности. Оптимизация системы управления запасами. Глубокий анализ рисков при реализации проектов, определение мер по минимизации их негативного воздействия и проработка разных сценариев планируемого развития.

Важно создание единой корпоративной системы управления реальным сектором исходя из цепочек технологической и экономической сопряженности предприятий и на основе комплексных IT-решений. Необходимо создание общенационального информационного ресурса, обеспечивающего сбор, обработку, хранение и обмен данными о наличии сырья, материалов и комплектующих, а также складских запасов готовой продукции с целью оптимизации их потоков. Здесь должны в первую очередь применяться разработки ученых: системы дистанционного зондирования Земли, идентификация и прослеживаемость товаров, суперкомпьютеры и искусственный интеллект для обработки больших данных и др. 

Меры стимулирования должны быть направлены на:

♦ «диктат» технологий, высочайшее качество работ, дисциплину и интенсивность труда на уровне мировых аналогов, наращивание компетенций кадров; 

♦ развитие на основе целевой государственной поддержки, импортозамещающих производств, использующих преимущественно отечественное сырье, а также стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции;

♦ ограничение импорта сырья и материалов, особенно по товарным группам, представленным отечественными производителями, с использованием нетарифных методов, не противоречащих обязательствам в рамках интеграционных союзов (ЕАЭС, ВТО);

♦ целенаправленное повышение уровня локализации, в том числе путем замещения отдельных технических решений и технологических процессов в применяемых зарубежных технологиях;

♦ улучшение инвестиционного климата на основе создания равных условий доступа к ресурсам субъектов хозяйствования, независимо от формы собственности; привлечение стратегических инвесторов, обладающих передовыми технологиями и развитой системой продвижения продукции на мировом рынке. Кроме того — заключение специальных инвестиционных контрактов на поставку отечественной наукоемкой продукции;

♦ наращивание потенциала отраслевой науки, разработку новых отечественных технологий для глубокой переработки сырья, его использование по новым направлениям. 
Нет ничего невозможного, необходимо только объединить усилия и вместе реализовывать наш выбор. Вместе строить свою страну.
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что белорусская экономическая модель — явление уникальное в современной геополитике и геоэкономике. Ее уникальность состоит в той роли, которую играет государство в развитии страны. Именно способность нашего государства отстаивать национальные интересы в условиях невероятно жесткого международного давления и ограниченности внутренних ресурсов позволяет нам поддерживать высокий уровень жизни населения, самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым, развивать высокотехнологичные производства и в целом достойно жить на своей земле. И каков бы ни был дальнейший выбор конкретных механизмов и инструментов социально-экономического развития страны, нам необходимо сохранить наше главное конкурентное преимущество — сильное социально ориентированное государство.

Владимир Гусаков, председатель президиума НАН Беларуси.

Василий Гурский, директор ГНУ «Институт экономики НАН Беларуси».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter