Незрячий учитель из сельской школы каждый день открывает своим ученикам мир знаний

Взгляд в суть явлений


Николай Апанович живет и работает в деревне Медно Брестского района. Он — потрясающе сильный человек. И дело отнюдь не в физических данных. 20 лет назад Николай потерял зрение. Что это значило для мальчишки-девятиклассника, даже представить сложно. Но Коля не сдался. Несмотря на тотальную слепоту, с золотой медалью окончил обычную школу, получил два высших образования и нашел себя. Вот уже 13 лет он работает учителем истории и обществоведения в родной школе. Ведет факультативы и профориентационные занятия. Учит ребят играть на гитаре и тренирует команду «Что? Где? Когда?» — одну из лучших в Брестском районе. Школьники 37-летнего наставника обожают, а он отвечает взаимностью, хотя своих учеников Николай Васильевич никогда не видел.

«Они — замечательные!»

С Николаем Апановичем мы встречаемся в 12.00. Он только что вернулся в школу после надомного занятия. Через час начнется урок у десятиклассников. Есть время поговорить. Николай кладет руку мне на плечо, и мы выходим в залитое солнцем фойе. Останавливаемся у крайнего окна.

— Это мое любимое место, — улыбается учитель. — Здесь мы постоянно собираемся с ребятами. Болтаем, шутим, общаемся… С ними весело. Они замечательные. Как скажут что-нибудь, обхохочешься! От детей такой позитив идет — невероятный.

Для Николая этот учебный год выдался хорошим. Его ученики становились призерами олимпиад. Команда «Что? Где? Когда?» заняла второе место на районных соревнованиях. Сам Апанович сдал экзамен на высшую категорию. Удалось исполнить давнюю мечту — купить синтезатор. Впереди летние каникулы:

— К концу года накапливается усталость. Если ты вкладываешь в свое дело эмоции, душу, неизбежно выгораешь. Нужно отдохнуть. Но целое лето… для меня это слишком много. Через пару недель тянет обратно в класс, к ребятам.

Словосочетание «современная молодежь» Николай никогда не использует в негативном значении. О детях он говорит только хорошее:

— Знаешь, даже на египетских пирамидах было написано, что дети пошли не те. Не слушают родителей, многое себе позволяют. Да, сегодня из-за гаджетов общение стало более опосредованным. Что поделаешь — меняются времена, вкусы, интересы, но дети все те же. Непосредственные, любознательные, улыбчивые, с чувством юмора. За ними очень-очень интересно наблюдать.



Санскрит — это непросто

Николай показывает направление, кладет руку на плечо, и мы шагаем по коридору. Педагог говорит, что школу знает досконально, но идти с кем-то незрячему человеку проще.  

В 10-м классе вот-вот начнется урок обществоведения. За партами всего трое учеников: Ульяна, Наталья, Вадим. Желание изучать мировые религии яркое солнце выжигает напалмом. Ребята мечтают о каникулах. Николай Васильевич напутствует:

— Лето после 10-го класса — золотое, беззаботное время. Ни экзаменов, ни поступлений, ни сессий. Проведите его максимально хорошо.

Николай АПАНОВИЧ ведет урок.

Голосистый звонок заставляет перевести разговор в рабочее русло. Учитель предлагает послушать доклады о мировых религиях. Вадим пытается разобрать им же написанный текст:

— Духовный учитель, легендарный основатель буддизма — Сихарт… Сидхо… хо… Сид… Гутам…

— Сиддхартха Гаутама, — помогает учитель. По-доброму улыбается: — Ну, Вадик, санскрит тебе учить точно не стоит.

Когда с докладами покончено, начинается обсуждение. Участвуют все. Тут уж не отвертишься — за партами всего трое. Спросят каждого, без вариантов. Апанович интересуется:

— Есть ли в нашей стране самая важная, самая главная религия?

— Нет. У нас законодательно закреплен принцип равенства всех религий, если они не являются деструктивными. То есть не несут вреда обществу.

Учитель продолжает:

— Вот ты, Наташа, познакомилась с человеком. Насколько для тебя важно, кем он является по вероисповеданию?

Наташа рассуждает:

— Для меня гораздо важнее, что это за человек. Насколько он порядочен, интересен как собеседник. А его религиозная принадлежность  далеко не главное.

Николай АПАНОВИЧ хорошо помнит, чьи знания на какой балл оценил.

В конце урока Николай Васильевич называет отметки. Староста выводит цифры в журнале, а затем помогает учителю найти нужные клеточки в школьных дневниках. С документами, как правило, педагог работает самостоятельно. Планы уроков и необходимые отчеты готовит в электронном виде. Заполнять журналы помогают коллеги.

На перемене ребята обступают Апановича. Николай Васильевич шутит и смеется вместе с учениками. Кажется, он ими гордится. Хотя у него не меньше поводов гордиться собой.


Когда мир стал темным

Проблемы со зрением у Николая начались в детстве и с каждым годом усугублялись. В результате — катаракта, отслоение сетчатки. И мир потемнел. Сегодня о том периоде своей жизни он вспоминает неохотно. Два года провел дома. А потом взял себя в руки.

— Если не можешь изменить обстоятельства, значит, к ним нужно приспособиться. К тому же отец погиб. В семье остались пятеро детей. Так что «загоняться» было некогда. Я старался помогать маме по мере возможностей. Мог убрать в доме и даже порубить дрова, — вспоминает Николай.

Трудотерапия пошла на пользу. Он снова взялся за учебу. Вместе с младшей сестрой освоил программу за 10-й класс. Вернулся в школу, экстерном сдал экзамены, сразу перешел в 11-й. Аттестат получил вместе с золотой медалью. Не пеняя на судьбу-злодейку, поступил на исторический факультет Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина. Затем стал студентом факультета бизнеса и права БГУ. 

— Лекции записывал на диктофон, письменные работы делал на компьютере. Жил в обычной общаге. Дежурил по комнате наравне с остальными, готовил обеды. Хорошее было время. Мы даже девчонок подкармливали в общежитии, хотя обычно бывает наоборот, — улыбается педагог.

Тогда аудиокниги были в дефиците, эра смартфонов еще не наступила. Приходилось непросто. Зато сейчас Николай пользуется возможностями, которые подарил научно-технический прогресс:

— Современные технологии жизнь незрячих людей облегчили невероятно. Все компьютерные программы, оболочки смартфонов, многие приложения давно озвучены и адаптированы для незрячих пользователей. Примерно девять тысяч книг по истории и психологии! Еще недавно о подобном нельзя было даже мечтать.


«С ними можно идти в разведку»

В родную медновскую школу молодой учитель Николай Апанович вернулся в 2006 году. Переживал, конечно, сомневался. Сложно работать с детьми и не видеть их. Но директор Дмитрий Расторгуев начинающего педагога поддержал. О сделанном 13 лет назад выборе незрячий учитель не пожалел ни разу. Николай Васильевич с удовольствием рассказывает о своих ребятах. Улыбается:

— У нас сложились замечательные отношения. Я люблю их потроллить, поприкалываться. Не в ущерб занятиям, разумеется. Но я их учу: никогда, ни в коем случае нельзя смеяться над теми качествами, которые человек не может исправить. Хромает, заикается… Над всем остальным — пожалуйста.

Апанович к каждому ребенку старается найти свой подход. В его случае это особенно важно:

— За 13 лет у нас не было ни одного конфликта. Я детям доверяю, и они это ценят. С ними совершенно точно можно идти в разведку. В крайнем случае могу сказать: «Ребята, работаем по-честному». И этого будет достаточно. А повышать голос я не умею.

Диана ВАСИЛЮК, Татьяна ПАНТЕЛЕЕНКО, Дарья ДЗИБУК — ученицы Николая АПАНОВИЧА.

Хитрить школяры даже не пытаются. Поставить липовую отметку в журнал — себе дороже. Николай Апанович хорошо помнит, чьи знания на какой балл оценил. Списывать тоже не стоит. Да и бесполезно:

— Если я задаю сочинение, то формулирую тему так, чтобы найти готовый ответ в Google было невозможно. Я разрешаю пользоваться учебниками, какими угодно статьями из интернета, но высказанное мнение должно быть аргументированным. К тому же списанную работу отличаешь с первых слов. Как-то одна девчонка написала в контрольной, что аутизм — это безвозмездная помощь людям. Понятно, что не списала. Сама придумала!

Дорога от школы до дома у Николая Апановича занимает минут 15. Маршрут он изучил досконально. Возвращается, как правило, вечером, после занятий в гитарном кружке. Вместе с детишками идут по сельским улицам, поют песни. Педагог говорит, что вкус у ребят хороший:

— Наша любимая песня — «Метель» Юрия Шевчука. Помимо хитов «ДДТ», поем Цоя, любим Чижа. Раньше местные жители смотрели на нашу компанию недоуменно, а теперь ничего. Привыкли.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter