Что снимают молодые белорусские режиссеры - выпускники БГАИ

Взгляд с экрана

Открытый показ дипломных работ молодых режиссеров, выпускников факультета экранных искусств Белорусской государственной академии искусств внезапно собрал в кинотеатре «Центральный» полный зал. Несмотря на раннее начало (10.00), на то, что в программе значились исключительно короткометражки, а имена большинства начинающих кинематографистов широкому зрителю неизвестны. Однако прийти и своими глазами увидеть, кого академия учила и воспитывала в течение пяти лет и стоила ли игра свеч, захотели многие. Настолько, что в темном зале публика стояла в проходах.

«Брачо»

Идея своеобразного открытого отчета для выпускников творческих вузов витает в воздухе — и надо сказать, она по–настоящему хороша. Тут тебе и общественный контроль, и первое знакомство с будущими звездами кинематографии (впрочем, кое–кто из участников уже может похвастаться фестивальными призами, известностью), и элементарная возможность понять, чем же дышит сегодняшняя молодежь, чего нам от нее ждать.

Восемь студентов мастерской Ренаты Грицковой — восемь работ. Короткометражки снимают не из экономии, как можно было бы подумать: на самом деле в большинстве творческих вузов режиссеры в качестве диплома представляют именно короткий метр. «Мой брат», «Последний шанс», «Дугин», «Кактус», «Темная река, тяжелые весла», «Игры со смертью», «Брачо», «Юбилей» — каждый мог определить собственных фаворитов. Темы вечные: жизнь, смерть, любовь, война, родители и дети, семья и одиночество.

«Черная река»

Например, снятый на «Беларусьфильме» фильм Кирилла Ерохина «Брачо» с драками и поножовщиной, с жесткими, максималистскими репликами, вызвал споры у мэтров — и всколыхнул зал. Говорить о темной стороне жизни — задача всегда непростая, но и молчать о ней не получится, просто потому что она есть. Да и держать зрителя на нервах тоже надо уметь. Но при всей погруженности в сегодняшний день Ерохин опирается на крепкую базу литературной классики, его герои в самом прямом смысле продолжение героев Островского и Достоевского. Это бросается в глаза, это признает сам режиссер:

— Я хотел задеть за живое. Показать жизнь одинокого, маленького, никому не нужного человека. Как ему быть? Он один. Он ходит наедине с собой и не с кем даже поговорить. В главной роли снялся рэпер Mihel, сам он родом из Докшиц, в фильме звучат его оригинальные биты и тексты.

«Последний шанс»

Приятно, что молодых поддержали маститые, известные актеры — Александр Ефремов, Анатолий Гурьев, Светлана Кожемякина, Вячеслав Павлють. Это и знак качества, и знак доверия одновременно. Спокойное «Мы в них верим», сказанное и начинающим режиссерам, и нам, в зрительный зал. Хороший артист не станет сниматься в плохом кино.

Павлють, например, сыграл в «Играх со смертью» Алеси Финевич–Сакуро. Сыграл, собственно, персонификацию Смерти — человека в черном котелке, появляющегося в доме больной девочки. Во всей миниатюре — ни одного слова, только жесты, взгляды, трогательные и местами совершенно потрясающие в своей простоте ходы. Всего 10 минут ты сидишь не в силах оторваться от экрана, но увиденное уже не забудешь.

«Кактус»

Удивительно то, что молодые белорусские режиссеры всерьез сконцентрированы на детях и подростках, как, например, Андрей Кашперский со своим «Кактусом» или Нелла Василевская с фильмом «Мой брат». Радостная, обнадеживающая тенденция. За последние 30 лет мы практически утратили кино, в котором в центре внимания оказывается ребенок. Нам остро его не хватает — и не в виде сериалов с гэгами, а в классической традиции советского кинематографа, от Валерия Приемыхова и Элема Климова до Арсения Тарковского.

— Молодые люди говорят с молодыми людьми, что очень важно. И если они обращаются к детям, при том, что сами детей еще не родили, это здорово, — убеждена Рената Грицкова. Художественный руководитель нынешних дипломников считает, что главное в работе с молодыми режиссерами — не мешать и поддерживать:

— Нужно дать им высказаться. Направлять — да, но не диктовать, что им снимать! Безусловно, открытый показ — событие не только для наших выпускников, но для всей киножизни Беларуси. Ребята сидели в зале, видели реакцию на свои фильмы, слышали аплодисменты, к ним подходили, высказывали свое мнение. Да, есть вещи, о которых мы до сих пор спорим, но вы бы знали, как сейчас воодушевлены наши выпускники, они на подъеме, хотят творить, снимать. Пять работ профинансировано Министерством культуры по разным программам, остальное ребята снимали сами как учебные работы, на энтузиазме, можно сказать, героически. Некоторые ленты успели побывать на фестивалях, получили награды, как, например, «Последний шанс» Игоря Васильева, и уже вошли в золотой фонд нашего кино.

«Мой брат»

В ближайшие пару лет нового набора на режиссуру не обещают, удалось нам узнать у декана факультета экранных искусств Павла Иванова:

— В этом году хотели набирать новый курс, но подумали и решили подождать. Мы выпустили сразу 8 человек — для нашей достаточно небольшой страны много. Половина выпускников распределилась на «Беларусьфильм» ассистентами режиссеров, остальные еще в годы учебы сумели себя зарекомендовать в частных студиях и будут работать там. Нынешний выпуск крепкий, есть очень способные ребята, а дальше жизнь покажет, кто чего стоит.

Самое главное, пожалуй, то, что сегодняшние выпускники не мечтают отработать по распределению и отправиться в Москву клепать бесконечные «мыльные оперы». Им хочется остаться в Беларуси. И здесь главное, чтобы этим ребятам давали снимать, делать настоящее кино. У них обязательно получится.

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter