«СБ. Беларусь сегодня» публикует выдержки из конфиденциального отчета мятежников

Взгляд с другой стороны

«СБ. Беларусь сегодня» публикует выдержки из конфиденциального отчета мятежников «Анализ обсуждений в соцсетях, настроений и мотиваций беларусов». Будет очень интересно…

Уже больше года, как отгремел мятеж. Казалось бы, все уже давно разобрано экспертами, компетентными органами даны оценки событиям, виновные по большей части наказаны или прозябают в эмиграции. Страна стряхнула с себя грязь и пошла дальше. Пропали толпы зомбированных людей, никто не сигналит на улицах без всякого повода, затихли ночные крики во дворах. Жизнь вернулась в привычное русло. Но последняя глава в этой истории еще не написана. Остался момент, связанный с освещением прошедших событий, мешающий поставить точку. За последний год в СМИ утекло огромное количество подробностей о происходящем по ту сторону, о взаимоотношениях, финансовых разногласиях и личных конфликтах. Но это были разрозненные факты, а теперь у нас появилась возможность посмотреть на события 2020-го глазами мятежа.


Строго конфиденциально 

Дело в том, что мятежники тоже старались мониторить реальную ситуацию. Специально для штаба Тихановской был подготовлен конфиденциальный отчет «Анализ обсуждений в соцсетях, настроений и мотиваций беларусов».

 Отчет был предназначен для весьма ограниченного круга лиц, для тех, кто принимал решения. В документе собрана информация о медийном влиянии штабных инициатив за период с июля 2020 года по март 2021-го, рассмотрены основные проблемы, стоящие перед мятежниками, и предложены пути их решения. Рядовым сотрудникам данные не показывали, потому как это могло подорвать боевой дух. Так уж сложилось, что отчет попал в руки ­ГУБОПиК, а эта спецслужба оказалась столь добра, что теперь мы можем изучить, какая именно информация поступала в штаб мятежников и какие рекомендации они получали. Можем наложить эти данные на уже известные нам события и посмотреть на них так, как их видели из штаба. И вот уже после этого можно будет ставить точку. 

Горькая правда

Начинается отчет с предельно простого тезиса: «Как и в офлайне, в онлайне ни одна из сторон не перевешивает повестку полностью, а значит, люди остаются между двух огней. Чем дольше это происходит, тем больше усталость, тем меньше вера в успех». 
Собственно, данный тезис проходит красной нитью через весь отчет. То есть на фоне криков про «97 %» они прекрасно знали, что на самом деле все у них не настолько радужно. Мало того, в документе прямым текстом написано: поскольку с победой на улице как-то не сложилось, надо дать людям хотя бы победу в информационном пространстве.
 Позволю себе напомнить, что подано это было в марте 2021 года, и, несмотря на заключение о невозможности победить, людей все еще призывали выходить на улицы. 
Они уже знали, что протест обречен, но картинка с улиц нужна была для информационного противостояния, а поддавшиеся на их пропаганду люди должны были служить топливом для информационного локомотива, об их дальнейшей судьбе никто не думал. 
Да и какой смысл думать о судьбе полена, забрасываемого в топку?

А вот дальше уже начинается аналитика с цифрами. В отличие от абстрактных утверждений здесь мы имеем дело со статистикой. В отчете подробно разобрано соотношение упоминаний штабной и официальной повестки в шести основных социальных сетях, а именно: YouТube, «Вконтакте», «Одноклассниках», Facebook, Telegram, Twitter. И согласно данным, приведенным в отчете по состоянию на октябрь 2020-го, абсолютно во всех сетях превалировало обсуждение прогосударственной повестки, только к февралю 2021 года штабу удалось подняться выше 50 процентов на двух платформах (Telegram и Twitter). 

Надо понимать, что речь идет именно об обсуждаемой повестке. То есть если некое экстремистское телевидение из Польши обсуждает провластную повестку, то это идет в минус штабной повестке. И дальше за колонками цифр следует неутешительный вывод: «Несмотря на все усилия и бесчисленные упоминания ОНТ и другой госпропагандой, высокую долю голоса Лукашенко обеспечивают независимые каналы — «Наш Дом», «Белсат», «Страна для жизни» и др. Они прекрасно видели, что сами предоставляют возможность для обсуждения повестки государственных инициатив, но поделать с этим ничего не могли. Не говорить ведь нельзя. 

Конечно, в отчете представлен подробный разбор (с графиками и диаграммами) влияния на повестку различных источников информации.
Один интересный факт. В октябре 2020 года 61,2 процента всех просмотров с тегом Лукашенко (а их было 58 миллионов) на YouТube (это только те каналы, которые мониторили) обеспечил ныне экстремистский «Белсат», тогда как штабным инициативам он выдал всего 42,2 процента из 22 миллионов. 
Такая вот забавная статистика штабу предоставлялась. Представляю, насколько это было обидно.


Кто виноват и что делать 

В следующем разделе изложены основные проблемы, стоящие перед штабами, и предложены варианты решения. Основных вопросов выделено всего четыре. Здесь чуть подробнее, поскольку ответам на них и посвящен весь отчет. 

­ПРЯМЫЕ ­ЦИТАТЫ ИЗ ­ОТЧЕТА 

♦ Лукашенко держит повестку. Пресс-служба Лукашенко умеет удерживать и перебивать повестку вбросами. Вместо того чтобы обсуждать действия и прогресс людей, штабов и инициатив, важные события, мы обсуждаем с их подачи мусорный контент — от заявлений о готовящихся терактах и складов с тротилом до выставления на «Евровидение» псевдогрупп и релиза псевдосоциологии.

♦ Хаотичная коммуникация последние полгода от штабов и инициатив. Важные инфоповоды поддерживают одни медиа, но пропускают другие. Выпускают с опозданием, со смещенным фокусом, со слабым CTA. Из-за большого количества инициатив и новостей на нашей стороне, конкурирующих между собой за внимание, все внимание захватывает другая сторона, из раза в раз выходя с конкретным, прямым сообщением.

♦ Штабы и инициативы доминируют только в Telegram и Twitter. Даже в Telegram и Twitter доля голоса штабов и инициатив ненамного перевешивает 50 процентов. Во всех остальных соцсетях, включая Facebook (близко к 50/50) и YouTube, доминируют обсуждения Лукашенко.

♦ Мы не видим, что происходит. Мы не понимаем, что происходит, кто выигрывает/проигрывает инфопространство, где и на какие темы реагируют беларусы. Без этой информации мы не можем видеть проблемы и возможности.

Вот такие вот проблемы видел перед собой штаб в медийном противостоянии. И знаете, мне как представителю той самой «другой стороны» о лучшем комплименте и мечтать не приходилось. Впрочем, стратегическое видение решения этих проблем аналитики также представили. Если вкратце, штабам порекомендовали сосредоточиться на нескольких основных направлениях. В первую очередь создать при штабе единый пиар-центр, который будет вырабатывать единую повестку и стратегию освещения для СМИ, журналистов, каналов и блогеров. Создавать единый контент-план и распределять повестку между всеми источниками вещания, максимально эффективно перебивая государственную пропаганду. Агрессивно сфокусироваться на YouТube как одной из самых перспективных платформ и направить силы на удержание позиций в Telegram и Facebook. Обсуждать Лукашенко только в привязке к целям и задачам штабов, заняться обучением блогеров на фильтрацию контента, пропускать только те материалы, которые дают указания «что делать», иначе обсуждение Лукашенко играет на руку властям. Также была осознана необходимость еженедельно мониторить повестку, для чего решили подавать регулярные отчеты, которые помогут корректировать стратегию.

Но если копнуть чуть глубже, выходит, что все они понимали, знали реальную ситуацию. Но риторику не меняли и продолжали пытаться вывести людей на улицы. Ну или хотя бы мотивировали на проведение небольших акций с фотофиксацией. Такие материалы им были нужны просто как воздух для того самого медийного противостояния. 
Судьбы исполнителей их совершенно не волновали, хотя организаторов и участников подобных акций очень оперативно вычисляют, а подобные мероприятия заканчиваются уголовными делами.
Но штаб волновало лишь то, что нужно успеть отправить фотографии, а о потерях среди людей даже не писали, чтобы не демотивировать желающих бросить свою жизнь на алтарь мятежа. Как раз этим вопросам и посвящена следующая часть отчета. 

Эмоции как оружие

И вот тут уже поработали хорошие психологи. Следующая часть рассматривает, каким образом можно убедить людей пожертвовать собой даже не для победы, а просто для поддержки медийного противостояния. Согласитесь, задача более чем нетривиальная, но как минимум методики реализации штабу были предложены. И, оглядываясь назад, можно совершенно точно сказать: этими методиками пользовались раньше и продолжают делать это сейчас. 

Речь идет о создании нужного эмоционального фона, чтобы человек не сомневался, не думал о наказании, был убежден, что вот-вот станет героем, без сомнений поддерживал инициативы, предлагаемые беглой оппозицией. 

Раздел серьезный, с большим количеством отсылок и списком научной литературы, замечу, на английском языке. Теория стресса, теория эмоций, в общем, работа проведена достаточно серьезная. Если обобщить, то выводы предельно просты.
Люди должны думать, что контролируют ситуацию, и чувствовать злость. Как раз сочетания этих эмоций и добивались мятежники, ведь чувство контроля, смешанное со злостью, как раз и есть та самая гремучая смесь, которая может сподвигнуть человека на некие активные и противозаконные действия. 
Не для победы, нет. Реальность в лице силовых структур очень быстро внесет коррективы в эти фантазии, но медийный материал штаб получит. 

Основной посыл: раз страх парализует, а злость мотивирует, надо подавать материалы таким образом, чтобы люди злились, смещать фокус с угрозы на вызов. То есть демонстрации последствий стоит избегать, а вину за произошедшее следует перекладывать на кого-то другого (желательно на Лукашенко) и смещать фокус именно на объявленных виноватыми.

Ситуацию надо показывать преодолимой, чтобы люди верили: могут справиться. Обывателей рекомендуется накручивать на победу, как это делают в спорте. Делать это предлагается через воздействие на контекст, который должен поддерживать в гражданах исключительно протестные чувства. В качестве плохого примера приводится сравнение с достижениями беспорядков в других странах: то есть люди не должны чувствовать себя виноватыми (якобы они плохо протестуют), нужно злиться на власти за противодействие протесту. 

Человек после такой идеологической обработки обязан сам искать способы помогать протесту, при этом не надо задумываться о последствиях своих действий. Он должен верить своим лидерам и действовать, даже не зная общего плана. Человек должен переводить деньги в фонды, чтобы те продолжали давление на «режим» и помогали пострадавшим, а чувствовать при этом он должен решимость и сочувствие. Опять же, цитата: «Я испытываю злость и агрессию, а переводя деньги, я испытываю радость и солидарность». Это все там действительно написано прямым текстом. 

Такие вещи принято доказывать

Естественно, в материале я смог рассмотреть очень небольшую часть документа. Но, полагаю, даже эта небольшая часть заставит взглянуть на события 2020 года под совершенно другим углом. Многие медийные инициативы предстанут в совершенно ином свете. 

За всеми этими «стихийными» акциями стояли серьезные специалисты, протестующими управляли, как дрессированными крысами, регулируя их эмоции. Просто вместо электродов в мозгу использовали СМИ, а суть процесса одинаковая. Это было не некое народное возмущение, а математика, статистика, психология, холодный расчет и точечное воздействие на болевые точки. 

И да, они знали реальное состояние дел, знали настроения большинства людей. Все, что мы видели в оппозиционных СМИ, было результатом работы специалистов и направлено именно на медийное противостояние. 
Они знали, что проиграли улицу, что шансов нет. Это в отчете прямо написано. Но продолжение было необходимо, нужно было убеждать невероятных, что они вот-вот победят. Огонь мятежа не должен был потухнуть, а для огня нужно топливо. И чем больше топлива, тем ярче будет гореть огонь. В костер 2020 года бросили тысячи судеб, а пытались бросить десятки и сотни тысяч. 
И теперь мы можем посмотреть, как именно это делалось. Зафиксировать и показывать людям, чтобы в будущем даже шанса на повторение подобного не осталось. 

От автора 

Конечно, кто-то скажет, что я это все придумал, что такие вещи принято подтверждать. И этот человек будет совершенно прав. Подобные материалы действительно нуждаются в доказательствах, иначе это просто голословные утверждения. Однако отчет достаточно объемный — 142 страницы (с сокращенной частью). Через некоторое время после выхода этого материала я опубликую его полностью в своем Telegram-канале Людажор (https://t.me/Ludazhor), чтобы любой желающий смог удостовериться в правдивости каждого слова. Как-то подтвердить все сказанное я просто обязан. Да и, в конце концов, такие вещи людям надо показывать. 

Боюсь даже представить, что будут чувствовать при прочтении этого документа все поддавшиеся в 2020-м синтетическим эмоциям. А самое смешное во всей этой истории: прочесть отчет смогут работники котлетного штаба, от которых его засекретили. И вот на этом, пожалуй, можно ставить точку. Ну, если еще что-нибудь масштабное не всплывет из пучин мятежа. 

Рисунки Олега КАРПОВИЧА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter