Взгляд из Италии

Творческий эксперимент белорусов в Венеции выглядел вполне успешно

Творческий эксперимент наших художников на Венецианском биеннале выглядел вполне успешно

На прошедшем 54-м Венецианском биеннале среди десятков стран участвовала и Беларусь. Как известно, ее представлял художественный проект «Kodex», созданный группой авторов — Юрием Алисевичем, Артуром Клиновым, Константином Костюченко, Виктором Петровым и Денисом Скворцовым под кураторством известного мастера ректора Белорусской государственной академии искусств Михаила Борозны. Их творческие поиски и эксперименты можно было увидеть в павильоне «Арсенале Новиссимо» среди других экспозиций, расположенных в городских кварталах всемирно известного города-острова на улицах-каналах. На общем фоне белорусский проект выглядел вполне успешно.

У нас существует хорошо проявившая себя на международном уровне профессиональная художественная школа, сотни художников успешно работают в самых разных видах искусства. Нам есть с чем поделиться с мировой зрительской аудиторией, которая всегда с уважением воспринимает новые имена и новые культурные идеи независимо от того, насколько родина художника близка или далека от венецианских выставочных площадок. Итальянцы вообще с большой симпатией относятся к нашей стране и готовы укреплять взаимные творческие контакты.

Итальянские организаторы праздника искусств постарались, чтобы все участники и зрители получили самые светлые, радостные впечатления, многое узнали о современном искусстве и его интернациональной роли в нашей жизни. Президент всего выставочного комплекса Паоло Барата выдвинул идею широких знакомств, живых контактов, встреч, дискуссий, что очень помогало сближению в столь многолюдном культурном сообществе. Этому способствовало и множество разных творческих акций, которые, помимо стационарных экспозиций, привлекали всеобщее внимание. Руководитель итальянского павильона ведущий искусствовед Викторио Сгарби предложил принять участие в биеннале более 300 художникам Апеннинского полуострова, чтобы увидеть самые разные творческие поиски и открытия своих земляков. Известный во всей Италии и даже в Беларуси мастер Данте Рензини удивлял созданием кулинарных деликатесов для доступного и здорового питания. Работали десятки персональных павильонов ведущих художников со всего мира. Были представлены отдельные и очень впечатляющие объемно-пространственные композиции, например, необычное огромное облако, созданное китайским маэстро Кунгом, которое будто опустилось на венецианскую землю. Как мастер его сделал, какие материалы использовал, так и осталось авторским секретом. Художники восточных стран приятно удивляют своим творческим мастерством, умением общаться со зрителем на современном языке инсталляций, фотоколлажей, видеопрограмм, не отвергая неповторимого национального своеобразия. Впечатлили и творческие поиски мастеров Центральной Азии, и экспозиции славянских стран. Российский автор Андрей Монастырский с группой «Коллективные акции» решал задачи «пустых зон», где еще не ступала нога художника, наполняя их творческим присутствием, проводя перформансы среди полей и лесов. Польские художники, как всегда, продемонстрировали широкий спектр новых тем и сюжетов. Например, Лех Маевски посвятил свою компьютерную работу актуализации образов великого мастера Северного Возрождения Питера Брейгеля.

В настоящее время заметна активизация глобального диалога культур Восток—Запад, в котором художники разных стран стремятся к взаимопониманию и самовыражению, прибегая к самым современным средствам творческого языка. У авторов есть горячее желание поделиться самым сокровенным и актуальным, на их взгляд, с многочисленной зрительской аудиторией в той прекрасной атмосфере творческих контактов, которая существует в Венеции.

На снимке: один из экспонатов белорусского павильона на биеннале — масштабная скульптура Константина Костюченко «Распятие», будто летящая в пространстве.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter