Международное наблюдение: мировая практика и белорусская открытость

Взгляд голос бережет

Проведение любых выборов является внутриполитическим вопросом, приглашение на них международных наблюдателей, в принципе, дело добровольное. С другой стороны, готовность государств к международному избирательному сотрудничеству является своего рода лакмусовым тестом для определения прозрачности выборов. Однако формы и методы наблюдения в разных странах весьма варьируются.


В Германии, например, наблюдать за ходом голосования и подсчетом голосов имеет право каждый без исключения. «При этом он обязан выполнять следующие предписания: не мешать процессу голосования, не вести агитации и не предлагать своей помощи сотрудникам избирательного участка, — поясняет газета «Дойче Велле». — Специального разрешения для наблюдения за выборами в Германии не требуется. Однако немногие пользуются этим правом».

Накануне выборов в польский сейм в октябре 2007 года правящая на тот момент партия «Право и справедливость» Ярослава Качиньского заявила, что присутствие наблюдателей ОБСЕ на избирательных участках в Польше не имеет смысла и нежелательно. В ответ на это пресс-секретарь Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ Урдур Гуннарсдоттир заверила, что присутствие наблюдателей на выборах вовсе не сигнализирует о наличии проблем с демократией и сослалась на мониторинг выборов в Швейцарии.

Но есть и страны, где наблюдение за выборами не практикуется вовсе. Гендиректор Международной организации по наблюдению за выборами CIS-EMO Александр Бедрицкий в интервью журналу «Международная жизнь» отмечал по поводу института наблюдения:

— В ряде европейских стран такая процедура вообще не предусмотрена законом. Поэтому основным объектом миссии наблюдения всегда были  постсоветские страны, страны СНГ. И естественно, с самого начала было понятно, что таким инструментом, как наблюдение за выборами, можно воздействовать на внутриполитическую ситуацию в стране.

Возможно, подобными опасениями руководствовались осенью 2012 года власти американского штата Техас, генеральный прокурор которого направил БДИПЧ письмо, выдержанное в недружелюбном тоне, в котором отмечал: «Остается неясным, чего намерено достичь ваше наблюдение». И предупредил: «Группировкам и отдельным лицам из-за пределов США не позволяется влиять на избирательный процесс в Техасе или вмешиваться в него. Законодательство Техаса не разрешает представителям ОБСЕ приходить на избирательные участки. Присутствие представителей ОБСЕ на расстоянии 100 футов (30 с небольшим метров) от входа на избирательный участок может являться уголовным преступлением. Отказ подчиниться этим требованиям способен повлечь за собой уголовное преследование представителей ОБСЕ за нарушение закона штата».

Между тем наша страна традиционно придерживается принципа открытости, поэтому наблюдателям всегда рада и законно рассчитывает, конечно же, на объективность их работы. На этой неделе Минск посетила миссия по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ, изучавшая ход подготовки к парламентским выборам в нашей стране. Миссия посетила Центризбирком, Верховный суд, Палату представителей, министерства информации и юстиции, а также побывала в Белтелерадиокомпании и в редакции газеты «СБ. Беларусь сегодня». По итогам встречи в ЦИК его председатель Лидия Ермошина сообщила журналистам:

— Они интересовались, какие постановления приняла Центральная комиссия, составлением списков избирателей, изменилось ли что-либо в этом плане. Это был ознакомительный разговор.

Наша страна также направила приглашения наблюдать за парламентскими выборами другим международным организациям — Исполкому СНГ, Шанхайской организации сотрудничества, во Всемирную ассоциацию организаторов выборов, которая базируется в Республике Корея. Традиционно приглашаются также Центризбиркомы стран, куда ездили наблюдать за выборами представители белорусской Центральной комиссии.

Известно, что в начале сентября к мониторингу выборов в Палату представителей приступит миссия международных наблюдателей от Содружества Независимых Государств. Первый заместитель председателя Исполнительного комитета — исполнительного секретаря СНГ Виктор Гуминский пояснил на этой неделе:

— Официально миссия начнет работу 4 сентября. Предполагается, что будет около 50 долгосрочных наблюдателей. В целом миссия будет очень большая, потому что есть большой интерес со стороны стран Содружества.

Кстати, это будет юбилейный, 100-й случай функционирования наблюдательной миссии Содружества. И первое наблюдение в далеком уже 2001 году она начала также с нашей страны. Каковы будут результаты работы наблюдателей на нынешних выборах, узнаем осенью.

В ТЕМУ

Фонд для кандидата

Центризбирком на своем заседании утвердил Положение об избирательном фонде кандидата в депутаты Палаты представителей. Фонды могут быть сформированы за счет собственных средств кандидата в депутаты (не более 1000 базовых величин, сейчас эта сумма составляет 25 500 рублей).  Граждане также имеют право вносить пожертвования. Размер взноса одного человека в совокупности не может превышать 5 базовых величин, это 127,5 рубля. Юрлицо может перечислить не более 10 базовых величин (255 рублей). Новация состоит в том, что перечислять деньги в избирательные фонды кандидатов в депутаты можно будет с помощью интернет-банкинга.

ЦИК также утвердил Положение о порядке использования СМИ кандидатами в депутаты. Публиковать свои предвыборные программы они смогут в двух республиканских газетах («Рэспубліка» и «Звязда»), а также в областных, районных и городских газетах, издаваемых на территории соответствующего избирательного округа.

osipov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter