Взаимовыгодный диалог. Беларусь примеряет индекс развития гражданского общества

Вчера при поддержке ОБСЕ в нашей стране стартовал новый проект по развитию потенциала взаимодействия государственных и общественных организаций. Его главная цель — развитие гражданского общества в Беларуси. Подробности “НГ” узнала у координатора проекта, председателя правления общественного объединения “Центр СКАФ” (поддержка ассоциаций и фондов), члена Общественно-консультативного совета при Администрации Президента Юрия Загуменнова.

— Юрий Леонидович, сегодня нередко говорят о гражданском обществе, о той роли, которую оно должно играть в решении насущных проблем страны. Но не все понимают, что же такое гражданское общество? Как должны выстраиваться его взаимоотношения с властью?
— Это действительно не так просто объяснить, хотя бы потому, что не существует единого определения данного понятия. В моем понимании гражданское общество — это когда каждый из нас либо там, где он живет, либо на своем рабочем месте, чувствует себя хозяином. Не в смысле вседозволенности, конечно. Речь идет об ответственном отношении к своему делу, к происходящему вокруг нас. В то же время каждый гражданин должен быть уверен, что его законные права и интересы всегда под защитой.
Власть принимает решения, а гражданское общество влияет на принятие этих решений. Люди должны знать: если у них есть интересные предложения по улучшению жизни в своем районе, городе, деревне, в стране в целом, то они могут донести свою точку зрения до тех, кто принимает решения. В ходе реализации проекта на основе международной методики “Индекс развития гражданского общества” белорусские эксперты вместе с зарубежными коллегами намерены изучить состояние гражданского общества в Беларуси и наметить пути его дальнейшего развития.
— Что представляет собой проект “Индекс развития гражданского общества”?
— Эта методика разработана международной организацией СИВИКУС (Всемирный альянс “За гражданское участие”) и используется более чем в ста странах мира. Скажу сразу: она не предусматривает определенных критериев и жестких рамок. Конечно, в некоторых европейских странах, где демократия складывалась веками, у людей намного сильнее, чем у нас, выражена потребность влияния на политику властей. Но и здесь есть нюансы. Например, Великобритания видится многим как образец развития гражданского общества, однако сами британцы считают иначе. Они сожалеют, что в свое время не смогли предотвратить войну в Ираке.
— Насколько выстроено гражданское общество в Беларуси? И что надо делать для его развития?
— У нас много достижений и успехов в этом деле. Общественным организациям и государству удалось наладить взаимодействие в рамках программы по предупреждению торговли людьми, в решении вопросов экологии, образования... Сегодня важно разобраться, кто же является субъектом гражданского общества, кто и чем занимается? В нашей стране одна и та же организация утром может решать вопросы экологии, а после обеда она уже занимается политикой. Но тогда ей не следует рассчитывать на финансовую помощь извне. Это общепринятая мировая практика: если ты ставишь целью достижение власти, то не имеешь права на помощь зарубежных фондов. Вспомните, какие скандалы были в США, в европейских странах, когда выяснилось, что политики там получают помощь из других стран. А зарубежное спонсорство “цветных революций” в некоторых государствах СНГ? Все это не имеет никакого отношения к гражданскому обществу. Вопросы передачи  власти граждане решают через выборы.
Сейчас в нашей стране очень подходящие условия для развития гражданского общества. Жесткая вертикаль власти, конечно, важна и нужна, особенно в переходные и кризисные периоды, когда никто толком не знает, куда идти и что делать. Но если уже наметилось движение, то многие граждане готовы поддержать власть и внести свою лепту в решение общих проблем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter