Взаимный интерес

Пробная партия венесуэльской нефти в объеме 80 тысяч тонн поступит в Беларусь предположительно в мае нынешнего года через порт Одессы...

Пробная партия венесуэльской нефти в объеме 80 тысяч тонн поступит в Беларусь предположительно в мае нынешнего года через порт Одессы. Марка нефти из Венесуэлы носит романтическое название «Санта–Барбара», знакомое любителям сериалов начала 90–х. Впрочем, доставка «черного золота» с Южноамериканского континента в центр Европы также предполагает «многосерийный» процесс.


Известно, что сначала венесуэльская нефть будет переправляться в порт Одессы — там основные нефтеперевалочные мощности Украины. Затем груз отправится в цистернах по железной дороге на Мозырский нефтеперерабатывающий завод.


«Украина крайне заинтересована в реализации и развитии этого проекта», — подтвердил Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Беларуси Игорь Лиховый. По словам дипломата, страна готова предоставить Беларуси тарифные льготы для перевозки нефти железнодорожным транспортом.


Однако большинство украинских экспертов едины во мнении: самым оптимальным вариантом поставки «черного золота» из Украины в Беларусь был бы транзит по нефтепроводу Одесса — Броды. Однако в этой схеме есть некоторые нюансы.


Нефтепровод Одесса — Броды строили в начале 2000–х для транзита каспийской нефти в Центральную Европу с перспективой на порты Балтийского моря. Но три года он простаивал из–за отсутствия «загрузки». Россия договорилась эксплуатировать его в реверсном режиме (из Брод в Одесский регион) для дальнейших поставок своей нефти в средиземноморские порты. Оператором проекта стала международная компания ТНК–ВР. Через некоторое время Украина вернулась к первоначальным замыслам поставок каспийской нефти в Европу. В прошлом году одну из ниток нефтепровода переключали на проектное направление. Перекачивали азербайджанское сырье через Одесский порт для Кременчугского НПЗ компании «Укр-татнафта». У российской стороны на этот счет возникали вопросы. В Украине же, похоже, идея «развернуть трубу» рассматривается все более предметно.


Игорь Лиховый заверил, что для запуска нефтепровода Одесса — Броды в аверсном режиме не требуется проектных изменений или денежных вливаний. «Надо лишь получить от Беларуси гарантии поставок нефти, и этот проект заработает», — уточнил он.


Участие Украины в доставке венесуэльской нефти в Беларусь будет обсуждаться в деталях на заседании двусторонней межправительственной комиссии уже в апреле. Дипломат считает, что «Санта–Барбара» может быть использована для переработки Беларусью и на украинских нефтеперерабатывающих заводах, которые сейчас фактически не загружены.


«У меня нет информации со стороны России о категорическом неприятии этого проекта. Нужно понимать, что в этом вопросе для Украины, как и для любой страны, первостепенную важность будет иметь вопрос энергетической безопасности», — сделал акцент посол.


В перспективе нефтепровод Одесса — Броды собираются дотянуть до польской ветки Плоцк — Гданьск. Этим проектом занимается международное трубопроводное предприятие «Сарматия». В последнее время интерес к нему проявляет Казахстан. Это принципиальный момент: без казахстанской нефти европейский нефтепровод вряд ли заработает на полную мощность. Замысел может быть реализован уже осенью 2011–го, когда начнут работать Балтийские трубопроводные системы (БТС). Ожидается, что с запуском БТС Россия перейдет с белорусско–украинского направления по экспорту нефти на балтийское.


Беларусь не раз приглашали к участию в создании нового маршрута каспийской нефти в Европу. В частности, предлагается построить «перемычку» между Одесса — Броды и нефтепроводом «Дружба», который проходит по нашей территории. Это позволило бы обеспечить поставки не только из Венесуэлы, но и других нефтяных регионов. Тем более государственная экономическая политика как раз на это и ориентирована.


Перед тем как поставить пробную партию «Санта–Барбары» в Беларусь, Минск и Каракас создадут совместное предприятие по поставкам нефти, в котором доля Венесуэлы составит 75%, Беларуси — 25%. До конца 2010–го планируется выйти на объем до 4 миллионов тонн. Так что речь никак не идет о замещении российской нефти венесуэльской. Но эксперты прогнозируют, что апрель–май пройдут под знаком переговоров по нефти между правительствами всех заинтересованных стран. Что касается Украины, посол сообщил, что в ближайшее время планируется визит президента Виктора Януковича в Беларусь. Эксперты не исключают, что по итогам переговоров на высшем уровне вопрос транспортировки венесуэльской нефти из порта Одессы к нашим НПЗ будет решен.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?