Эксперт — об итогах заседания ЕМПС и визита правительственной делегации в Нижегородскую и Ульяновскую области

Взаимный интерес

На прошлой неделе завершился трехдневный визит правительственной делегации во главе с Премьер-министром Романом Головченко по маршруту «Нижний Новгород — Алматы — Ульяновск». Повестка рабочей поездки Премьер-министра Беларуси выдалась насыщенной. Оно и понятно: задачи, поставленные лидерами Беларуси и России правительствам двух стран, требуют динамичной и результативной работы. В российских регионах были запланированы посещения ряда промышленных предприятий, где обсуждались актуальные вопросы развития промкооперации, а также состоялись встречи с главами регионов. Что касается участия в заседании ЕМПС, которое на этот раз принимала казахская сторона, — повестка была не менее насыщенной. Подробностями и результатами визита с «Р» поделился заместитель министра иностранных дел Игорь НАЗАРУК.


СКАЗАНО

— Самый главный резерв, как ни странно, — это санкции. Эти санкции все-таки во многом нас подтолкнули заниматься своими делами, не смотреть по сторонам. Видеть не только то, что там хорошо, но и создавать это хорошо у себя. Говорят «санкции, санкции»… А я все больше задумываюсь над тем, что Запад, того не понимая, подтолкнул нас к интенсивнейшему развитию — Россию и Беларусь. Если кто-то к нам готов в этом плане присоединиться, то они получат серьезный эффект.  

Александр Лукашенко, на встрече с губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным, 19 мая 2022 года

«Евразийский электробус» презентуют в Сочи 

— Межправсовет прошел (как это традиционно предусмотрено) в два этапа: в узком и расширенном составах, — напомнил замминистра иностранных дел Игорь Назарук. — В целом в узком составе удалось поговорить откровенно по актуальным темам.

В частности, в центре внимания глав правительств «пятерки» были вопросы обеспечения финансовой поддержки и включения в более активную фазу институтов финансовой поддержки интеграционных проектов в лице Евразийского банка развития (далее — ЕАБР) и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). О чем речь? 

Фото БЕЛТА


У нас есть ряд проектов, которые, как мы видим, важны для евразийской интеграции. Сейчас ЕАБР и ЕФСР работают по принципу: государство — член ЕАЭС обратилось — фонд или банк отреагировал. Мы же ставим во главу угла вопросы кооперационного взаимодействия. То есть финансирование проекта должно обслуживать не одну конкретную сторону. Надо активнее вовлекаться в совместные проекты, чтобы ЕАБР и ЕФСР обслуживали проекты, рассчитанные на двух-трех партнеров одномоментно, — пояснил собеседник. 

Если говорить о конкретных проектах, белорусская сторона не так давно инициировала реализацию интеграционного проекта «Евразийский электробус». Замминистра иностранных дел уточнил: 

— Он, в принципе, поддержан всеми государствами — членами ЕАЭС. 

По его словам, поучаствовать в проекте страны «пятерки» могут следующим образом: в одном государстве производятся, например, сиденья, в другом — стекла, в третьем — компоненты подвески. В итоге с конвейера сойдет готовый продукт, который будет рассчитан на территорию ЕАЭС. 

— По результатам обсуждения (на заседании ЕМПС. — Прим. ред.) сошлись на том, что заниматься этим вопросом будем. По предложению российской стороны на площадке следующего ЕМПС состоится масштабное выставочное мероприятие под общим девизом: «Евразия — наш дом», на котором предложено обеспечить демонстрацию совместного продукта под названием «Евразийский электробус». 

Напомним, что решением ЕМПС следующим местом его проведения станет Сочи, где главы правительств «пятерки» встретятся 7–8 июня, чтобы обсудить актуальные вопросы евразийской интеграции. 

Собеседник констатировал: задача очень напряженная, поэтому должна решаться оперативно и с привлечением региональных институтов поддержки. 

Стоит сказать, что, выступая в качестве инициатора, белорусская сторона, по сути, станет и координатором реализации этого проекта. 

— Мы не будем здесь умалять свои заслуги, но и не говорить о них тоже неправильно, ведь Беларусь — промышленная страна. Да, не всю линейку промпроизводства по всем направлениям мы обеспечиваем, но у нас очень развиты автопром, сельхозмашиностроение, производство электронных узлов и прочего. Достаточно сказать, что «Горизонт» делает широкую линейку продукции. На «Атланте» у нас вся линейка холодильного оборудования и плюс стиральная техника. У нас есть что предложить, — акцентирует Игорь Назарук.

фото александра кулевского.

Крайне непростая тема

Еще один вопрос, который был в центре внимания участников ЕМПС, касался работы над соглашением по алкогольному рынку, регуляторики на едином рынке алкогольной продукции. 

— Крайне непростая тема. Для начала стоит сказать, что на совершенно законных основаниях на территории Беларуси действует исключительное право на импорт алкогольной продукции. Оно означает, что мы определяем правила игры: кто, что, сколько и когда будет завозиться в страну. 

Дипломат напоминает: продукт — специфический, и его поступление в страну требует жесткого контроля:

— Вы знаете, сколько судеб искалечено из-за алкоголя. Как наш Президент жестко отзывался о пьяных за рулем, о травматизме на производстве в связи с алкоголем, сколько бытовых преступлений совершено на почве алкоголизма… Соблазн «споткнуться о пробку» и уйти в параллельную реальность у людей велик. 

Эксперт обращает внимание и на другую часть вопроса — фальсификацию алкогольной продукции:

— Одно дело бесконтрольный импорт, другое — импорт сомнительного качества. Мы на этот счет тоже должны реагировать. 

Он подчеркивает: решение вопроса имеет многокомпонентную структуру и увязывается в исключительное право страны. При этом замминистра замечает, что таким правом наделена не только Беларусь: 

— Много прав — 38 позиций — у Российской Федерации в 112-м решении Высшего евразийского экономсовета, 32 позиции по исключениям (там, где действуют только национальные интересы) у Казахстана, у Беларуси — 28 позиций, Армении — 13, Кыргызстана — 9. 

Белорусская сторона предлагает следующее решение: имея на то законное право, постепенно и без спешки сближать подходы государств — членов ЕАЭС в части доступа на алкогольный рынок.

— Где-то должны быть элементы переходного периода, — пояснил Игорь Назарук.

На текущий момент белорусская сторона предлагает задействовать триггерный механизм. К слову, подобный действует в отношении текстильной продукции вьетнамского происхождения, отметил собеседник:

— В свое время его инициатором выступила российская сторона, когда было разработано соглашение о свободной торговле между Евразийским союзом и Вьетнамом. То есть выделены крупные группировки текстильной продукции и определен порог. Если он превышается, то запускается триггерный механизм: мы прекращаем свободную беспошлинную торговлю и начинает действовать обычная ввозная таможенная пошлина. Мы предлагаем разработать нечто подобное и для алкогольного рынка. Тогда будут четкие правила игры.

По его словам, над соглашением продолжают работать эксперты. От Республики Беларусь регулятором выступает Министерство антимонопольного регулирования и торговли. На следующем заседании ЕМПС будет доложено об итогах этой работы. 

— Мы озвучили приемлемый для нас подход. Жесткого отторжения нет, все партнеры готовы обсуждать дальнейшие действия, — отметил дипломат. 

Кропотливая, рутинная работа… 

Не менее важной темой, рассмотренной на заседании ЕМПС, является вопрос формирования общих рынков газа, и здесь также нет простого решения. 

— Понятно, что в Евразийском союзе уклад экономик различный, соответственно, доходы населения и ВВП тоже отличаются, разные дистанции по прокачке, объемы потребления… Кто-то хочет получать газ из третьих стран, но при этом воспользоваться возможностью, когда тарифы на прокачку будут формироваться под общим знаменателем. Сейчас идет обсуждение, как максимально сблизить подходы. По идее, общий рынок газа должен заработать в 2025 году. Произойдет ли это — покажет время. Но пока идут интенсивные, в том числе экспертные, обсуждения этих вопросов. 

В целом, сообщил собеседник, в повестке дня заседания ЕМПС значилось 14 вопросов, среди которых были и прогнозы развития агропромышленного комплекса, балансы в сфере сельхозпродукции, достройка различных положений, в том числе правил доступа к международной передаче электроэнергии, рассматривались вопросы по согласованным подходам в плане регулирования валютных правоотношений. 

— То есть шла кропотливая, рутинная работа, которая требовала решений на уровне премьер-министров, — констатировал Игорь Назарук. — Все проекты решений, которые были приняты и подписаны в расширенном составе, прошли предварительное детальное обсуждение и экспертами, и на Коллегии Евразийской экономической комиссии, и на Совете ЕЭК. Было несколько этапов, и все было принято. 

Кооперации — быть! 

Что касается результативности визитов правительственной делегации в российские регионы, дипломат пояснил:

— На текущий момент с Нижегородской областью мы фиксируем рост не только со стороны Беларуси, но и партнеров из этого региона, равно же как и по Ульяновской области. Мы видим существенный рост, особенно в последнее время, обоюдного интереса к дальнейшему развитию промышленной кооперации. 

Замминистра убежден: внимание, оказываемое президентами и премьерами Беларуси и России этому вопросу, задало векторы дальнейшего развития двусторонних отношений. 

— Губернаторы — главы регионов — во главе процессов на своем уровне проявляют высокую заинтересованность. Все встречи прошли в очень теплой, доброжелательной, взаимоуважительной атмосфере, — подчеркнул собеседник. — Не было вопросов, которые при обсуждении вызывали бы негатив. Напротив, когда были обозначены темы, мы проявляли интерес, инициатива сразу бралась на заметку, по ходу давались поручения: кто за что отвечает, с кем войти в контакт и какие вопросы с какой динамикой следует проработать. 

Дипломат уточнил: подводя промежуточный итог достигнутым договоренностям, стороны на месте определяли задачи по дальнейшему сотрудничеству в области промкооперации, поставкам промышленной продукции, в сфере сельского хозяйства, строительства и проектирования общественных зданий, жилого фонда, реконструкции и замены лифтового оборудования. Рассматривались также вопросы оптимизации логистики, удешевления поставок белорусской продукции, организации прямых сделок. 

— В Нижнем Новгороде при посещении предприятия «Красное Сормово», которое строит суда разных классов, нами был проявлен интерес к этой продукции, в том числе кооперационный. У нас есть судоходные реки — Днепр, Припять, Двина, поэтому есть что обсуждать, — считает Игорь Назарук. — При посещении предприятия ГАЗ воочию увидели, где используются наши товары, комплектующие, которые конкурентны по качеству, цене и активно используются на автосборочных конвейерах. По моей информации, нижегородскими автомобилестрои­телями задействуются 688 наименований различных узлов, деталей, комплектующих, которые изготавливаются почти 35 предприятиями Беларуси, и это не предел. Поэтому кооперации — быть! 

Также он обратил внимание на достигнутые договоренности с Ульяновской областью:

— Состоялся очень хороший, живой разговор. Сам визит был немножко короче, чем к коллегам из Нижегородской области, но тем не менее вопросы, которые являются для нас важными, были проработаны не менее глубинно. 

Со своей стороны, ответные предложения о расширении сотрудничества звучали и от руководства Нижегородской и Ульяновской областей.

— За всем этим последуют планы конкретных действий, которые будут реализованы. И естественно, предконтрактные и контрактные договоренности будут исполнены и материализованы в полной мере. Это даст хороший результат по итогам текущего года. Я в этом даже не сомневаюсь, — подытожил дипломат. 

anufrieva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter