Вызывают в школу

Более 800 участников соберет областное родительское собрание, которое пройдет 10 ноября в Молодечно О том, с какой целью впервые собираются вместе на совет учащиеся и их родители, руководители системы образования, директора предприятий и организаций, представители администрации рай(гор)исполкомов и облисполкома, рассказывает начальник управления образования Минского областного исполнительного комитета Таиса ДАНИЛЕВИЧ.

— Участники собрания будут говорить о том, что и каким образом необходимо сделать на областном и региональном уровне, в каждом конкретном учреждении образования, в каждой семье, чтобы объединить усилия в интересах личности. Ведь духовно-нравственное становление детей, их жизненное самоопределение является одним из приоритетных направлений работы областной системы образования. Каждый ребенок на выходе из школы должен обладать необходимыми ему для успешной социализации навыками и знаниями. В рамках реализации этих задач и государственно-общественного принципа управления мы стараемся привлечь общественность к решению значимых проблем образования. На обсуждение в ходе собрания будет вынесен целый ряд вопросов.
Чтобы разговор получился актуальным и значимым, в преддверии собрания, 30 октября, на базе областного лицея мы провели еще одно необычное мероприятие — педагогические чтения. Когда-то такая форма работы была популярна, но последние 10—15 лет педагогические чтения в Беларуси не проводились. На чтениях был представлен опыт работы отдельных учителей, учреждений образования и социально-педагогических структур. Работа пленарного заседания и четырех секций была построена таким образом, чтобы подойти к обсуждению проблем системы образования комплексно, более предметно определиться с проблематикой предстоящего родительского собрания.
К слову, в педагогических чтениях принимали участие не только взрослые, но и дети. Одна из участниц пленарного заседания, ученица червенской гимназии № 1, познакомила слушателей с результатами своего небольшого исследования о роли отца в семейном воспитании. Ее выводы заставляют о многом задуматься. Если мы, педагоги, не в силах коренным образом изменить ситуацию в семье, то в школу привлечь отцов можно и нужно. Если отцы не хотят ходить на классные родительские собрания, надо менять методику их проведения.
На областном родительском собрании будет создан совет по координации работы с семьей, в состав которого войдут родители, представители общественных организаций, руководители предприятий, то есть люди, которые могут реально повлиять на семью и процесс воспитания. У нас широкое проблемное поле, и чтобы эффективно на нем работать, нужны согласованные действия.
— Какие связанные с семьей проблемы видятся вам в качестве первоочередных?
— Мы поднимаем одну из важных проблем — воспитание наших детей. Семья, испытывая большие трудности в выполнении своих функций, остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии значимых ценностей и установок личности. Никогда не устареют слова Макаренко: “Дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.
Семья, в первую очередь через авторитет родителей, является посредником между личностью и обществом. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений.
Одна из самых важных проблем — сохранение здоровья детей. Самое качественное образование теряет всякий смысл, если оно идет в ущерб здоровью учеников. Составляющие здоровья известны: разумная организация учебного процесса, сбалансированное питание, психологический комфорт ребенка в школе, дома и в социуме. Надо защитить детей от стрессов, пагубного влияния массовой культуры и некоторых средств массовой информации. Хотя нам удалось снизить процент преступности среди несовершеннолетних, проблема агрессивности молодого поколения актуальна.
На родительском собрании будет объявлен конкурс на лучшую организацию работы с семьей среди общеобразовательных учреждений и регионов. Подведение его итогов будет приурочено ко Дню семьи — 15 мая 2007 года. Конкурс — это всегда соревновательное движение, которое позволяет сконцентрировать усилия в поисках лучшего. Каждый классный руководитель, директор школы, начальник отдела образования будет иметь возможность еще раз проанализировать и оценить свою работу с семьями.
— Мне известно, что руководство системы образования области тоже оценивает эффективность воспитательной работы каждого учреждения образования в частности и отдела образования в целом...
— Во время фронтальных, комплексных проверок работы отделов образования мы практикуем выездные встречи с родителями учеников, участвуем в работе родительских собраний, встречах с общественностью. В области проводится мониторинг эффективности воспитательной работы, причем в анкетировании участвуют родители, ученики, классные руководители и учителя-предметники. Когда смотришь на школу глазами этих четырех “коллективных экспертов”, ситуация проясняется. Такие исследования — основа для принятия управленческих решений.
— Можно ли рассмотреть семью так же подробно, как школу, или проблемы ячейки общества скрыты за дверями отдельных квартир?
— В каждом образовательном учреждении создана социально-педагогическая служба, которая составляет базу данных по всем семьям учеников. Исследуется состав семьи, ее материальное благополучие, морально-психологический климат и в соответствии с полученными данными выстраивается программа работы с каждой конкретной семьей. Педагогические работники часто сталкиваются с семейными проблемами, порожденными двумя причинами. Одна из них — вынужденная сверхзанятость родителей, направленная на поиск заработка, их психологические перегрузки и отсутствие свободного времени для общения с детьми. Вторая — нежелание родителей работать, искать выход из трудного материального положения. Так появляются семьи, которые приобретают статус неблагополучных, живут только за счет пособия на детей. Мы знаем точно, что в Минской области 6 тысяч неблагополучных семей, в которых проживают более 11 тысяч детей. Каждый из них находится под пристальным вниманием социальных педагогов, воспитателей и учителей.
— Прав ли был классик, утверждая, что каждая несчастливая семья несчастна по-своему?
— Да, хотя основной причиной неблагополучия можно назвать алкогольную зависимость родителей. Но как ни парадоксально, часто неблагополучие проявляется там, где по внешним признакам все в порядке: полная семья, материальный достаток. А ребенок в такой семье чувствует себя некомфортно, и его личность деформируется настолько, что гармонично жить среди людей он не умеет.
Основа семейной гармонии — духовность, а не материальное благополучие. Гармония там, где любят хорошие книги, а круг тем за семейным ужином не ограничивается маркой соседской машины. Где искренне интересуются делами друг друга, а верхнюю строку иерархии ценностей занимает человеческая жизнь.
— Последний вопрос: как связана ваша депутатская деятельность с должностными обязанностями?
— Самым непосредственным образом. Встречи с населением позволяют объективно оценивать эффективность работы системы образования, дают возможность более глубоко изучить круг проблем. Что в свою очередь позволяет принять адекватное управленческое решение, отвечающее интересам и потребностям социума.
Осмысление проблем воспитания на предстоящем родительском собрании, размышления о возможных путях их решения — все это должно помочь нам в воспитании социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter