Попадание на Олимпиаду в Токио — главная задача женской сборной по борьбе

Вызвались на ковер

«Что такое женская борьба? В ней, как в жизни: если любит, то до конца, если изменяет, то тоже до конца», — улыбаясь, говорит главный тренер женской сборной по борьбе Олег Райхлин. Мы встретились на первенстве Беларуси среди спортсменов до 23 лет — первом турнире после паузы, вызванной пандемией коронавируса. Поводов для разговоров за последние месяцы накопилось немало. И подрастающий резерв, и подготовка национальной сборной к ближайшим стартам, и, конечно, олимпийские перспективы наших девушек.

Ирина Курочкина — пока единственная из нашей женской команды по борьбе, кому удалось завоевать лицензию на Олимпиаду.

— Первенство страны — первый турнир после долгого перерыва. Это хорошая возможность посмотреть на то, в каком состоянии находится наш резерв, — объясняет Олег Райхлин. — Скажу честно: есть те, кто разочаровал. Причем это довольно известные спорт­сменки. Чем разочаровали? Отношением к делу. Одна, например, говорит, что болит плечо. Но я же все вижу. Дело не в плече, а в функциональной подготовке. У нас нет места отговоркам. Пока же, считаю, не все в перерыве работали как надо. Но есть и те, кто порадовал.

— Уже можете предположить, кому из девушек в ближайшее время удастся не просто войти в национальную команду, но и проявить себя там?

— Анастасия Енотова, Наталья Варакина — за те результаты, что они показали в прошлом году, я предложил их взять в национальную команду, и они оправдывают доверие. Девушки здорово выступили на первенстве страны, как и Таня Павлова. Кроме них, Ксения Дибук, Женя Андрейчикова, Дарья Синковец. Вроде немало. Но говоря о прошедшем чемпионате, я думал, что подготовка спортсменок будет на более высоком уровне. Еще меня тревожит малое количество участников. Нам нужно провести мониторинг хотя бы за последние три года по всем возрастным группам. Посчитать, сколько человек выступало в 2018, 2019, 2020 годах. Потом — то же самое с юниорами и молодежью. Надо увидеть, сколько спортсменов из кадетов перешли в юниоры, кого мы взяли в национальную команду. Постараться выяснить, куда ушли остальные и с чем это связано: с травмами, личными причинами, а может, мы потеряли их из-за форсирования подготовки. У нас есть очень хорошие тренеры, которые работают с молодежью. Когда разговор заходит о финансах, я им говорю: да, твой спортсмен может показать результат по кадетам или юниорам и ты получишь стипендию Президентского спортивного клуба. Но не нужно торопиться: потерпи два года, они проявят себя в старшем возрасте, и это будут уже совсем другие деньги. Кто-то прислушивается, кто-то — нет. В борьбу приходят неординарные личности, с ними работают неординарные специалисты, которые по крупицам собирают талантливых ребят. Так работают школы в Бобруйске, Гомеле, Могилеве. Посмотрите на лидеров нашей национальной команды: Ванесса Колодинская и Ирина Курочкина — из Бобруйска, Вероника Иванова — из Могилева, Мария Мамошук — из Гомеля. Василиса Марзалюк — яркий представитель из Минска.

Анастасия Енотова — одна из молодых спортсменок, на которых тренеры делают ставку в будущем.

— Вы не совсем довольны состоянием резерва, но, когда началась пандемия, наша национальная команда вела децентрализованную подготовку — все тренировались на местах. Вы следили за тем, как работают спортсменки?

— Конечно! У меня в мобильном телефоне забиты все тренировочные планы основных спортсменок, хоть сейчас могу показать их вам. Все время были на связи. Когда началась пандемия, был небольшой ступор, опасения, и это естественно. Я призывал всех быть аккуратными на местах. Бегать кроссы, заниматься со штангой, но ни в коем случае не работать в контакте. Следили за обстановкой в городах, где тренировались девушки. Вспышка была только в Бобруйске — мы сразу прекратили работу там. Потом посмотрели, что ситуация вроде бы спокойная, поставили перед всеми девушками задачу — готовиться к первым сборам. Перед ними все прошли тестирование, и только после этого начали тренировки. Вы бы видели, какая была невероятная радость, когда все встретились!

— Как команда отреагировала на перенос Олимпиады?

— Каждая из девушек — по-разному. Для Иры Курочкиной, завоевавшей лицензию на чемпионате мира в Нур-Султане, это, возможно, к лучшему. Последние два года она находится на пике мировой борьбы — стала чемпионкой Европы и Европейских игр, завоевывала награды на чемпионатах мира и Европы. Нужно было стряхнуть с себя груз ответственности. Маше Мамошук перенос Олимпиады дал время на восстановление и подготовку к отборочному турниру. Ванессе Колодинской тоже скорее на руку — ей нужно было психологически отойти. Василисе Марзалюк надо успокоиться после чемпионата Европы. В полуфинале она, ведя прекрасную схватку с россиянкой Екатериной Букиной, которая стала чемпионкой, допустила ошибку, в итоге стала пятой. Василиса дважды участвовала в Олимпийских играх и останавливалась в шаге от медалей, сейчас она одна из самых старших спортсменок в команде. Но то, как она тренируется, то, в каком состоянии сейчас, доказывает, что она очень настроена бороться на своей третьей Олимпиаде и только за медаль.

Для Василисы Марзалюк Игры в Токио могут стать третьими в карьере.

— На чемпионате мира в Нур-Султане только Курочкиной удалось взять лицензию. Признайтесь, ждали от девушек большего?

— В борьбе сейчас, как в боксе: проиграл — и тебя нет. Я не знаю, где еще такой уровень отбора, как в нашем виде спорта. Права на ошибку нет. На Олимпиаду попадаешь, если только выходишь в финал. После чемпионата я очень жестко поговорил с Машей и Василисой. Такое бывает: могу ругаться, но всегда придерживаюсь одной позиции — никогда не унижать спорт­смена. У нас в команде все разные: одним просто надо задать направление, с другими — поговорить пожестче.

— Когда теперь у девушек будет возможность побороться за попадание на Олимпиаду в Токио?

— Отборочные турниры будут проходить в марте — апреле. Календарь у нас уже появился. Сейчас я призываю всех спортсменок: ни чемпионат мира, ни чемпионат Европы не стоит попадания на Олимпийские игры. Это — наша главная цель. Да, возможно, кто-то из наших спортсменов и станет призером или победителем чемпионата мира. Им скажут: «Браво!» Мы будем этому очень рады. Но сейчас хотим завоевать лицензии на Олимпийские игры и сделаем все для завоевания олимпийских медалей. Для нас важно не просто поучаствовать в этих соревнованиях, но и принести нашей родине победу.

— Маша и Василиса на Олимпийских играх уже выступали, для Иры Курочкиной Токио будет дебютом. Кто еще из наших девчат может отобраться на Игры?

— Я очень надеялся, что сможет попасть на них Вероника Иванова. В прошлом году мы были на турнире в Стамбуле. Она так здорово отборолась! Стала третьей — проиграла схватку чемпионке мира венгерке Марианне Шаштин. Думал, что и на первенстве планеты с такой борьбой Иванова будет в пятерке лучших.

— Когда в женской борьбе запланирован старт международного сезона?

— Наша федерация планирует провести 50-й турнир на призы Александра Медведя 15—18 сентября. Знаю, что на него рвутся многие иностранные спортсмены. Но вопрос заключается в том, смогут ли они приехать. Я на всех сборах говорю девушкам, что главное — не заболеть. Из-за болезни мы можем потерять многое. С 15 по 18 октября запланирован хороший турнир в Киеве. 1 ­октября у молодежи начнутся Игры СНГ в Казани, но опять же все зависит от того, какая будет обстановка.

past@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter