Вызовы современности

Политику часто называют искусством возможного. Но в этом, наверное,заключается и ее главная сложность – определить границы этого самого возможногоЛюбое независимое государство стремится найти свой путь развития, свое место в мире, и Беларусь здесь исключением не является. Но чтобы адекватно отвечать на вызовы современности, стране необходимо расширять круг своих партнеров во всех сферах. К сожалению, пока мировое сообщество знает о Беларуси совсем немного, поэтому одна из главных задач для власти, деловых кругов, гражданского общества заключается в том, чтобы уверенно позиционировать и рекламировать страну, создавая ей привлекательный имидж. Чем больше о стране будут узнавать, тем на больший приток инвестиций и туристов можно рассчитывать, тем более конструктивным будет политический диалог с потенциальными партнерами.

Нынешний финансово-экономический кризис, безусловно, внес определенные коррективы в мировую политику и экономику. Однако кризисы рано или поздно заканчиваются, а общие тенденции развития сохраняются. Сегодня их суть заключается в нарастании жесткой конкуренции между странами и одновременном расширении процессов глобализации. В связи с этим представляют интерес мнения экспертов о том, какой должна быть внешняя политика Беларуси на современном этапе, что нужно делать стране, чтобы прочно удержаться на ногах во время мирового кризиса и как выстраивать дальнейшую стратегию взаимоотношений на мировой арене.


Баланс интересов

Юрий ШЕВЦОВ, политолог, директор Минского центра по проблемам европейской интеграции:
– В последнее время Беларусь активно налаживает контакты с политиками и деловыми кругами западных стран, с международными финансовыми институтами в лице МВФ и Европейского банка реконструкции и развития.  Запад, и прежде всего Евросоюз, стал гораздо внимательнее к Беларуси, терпимее и не скрывает своих намерений перетянуть ее в восточноевропейский региональный блок. Это неудивительно, ведь без Минска, например, нельзя решить стратегические проблемы Литвы и Латвии в области энергетики. Белорусский транзит российского сырья, а в ближайшем будущем  и сырья из Каспийского региона,  выгоден для стабилизации европейской ситуации.
Вообще, интерес Запада, на мой взгляд, сводится к синергии интересов трех групп стран. Во-первых, это восточноевропейские государства, которым нужен сильный интегрированный блок для отстаивания своих, в основном энергетических, интересов перед Россией и выхода на каспийский углеводородный рынок.  Такой блок, повторюсь, без Беларуси создать нельзя, даже по чисто территориальным соображениям. Во-вторых, это сам Евросоюз, который также заинтересован в дешевом сырье из России и из региона Каспия. ЕС необходим противовес стремлению его членов из Восточной Европы создать антироссийский блок. Беларусь, союзная России, но одновременно имеющая нормальные отношения с ЕС, – вот решение этой проблемы. Поэтому ЕС охотно готов пустить Беларусь в свое экономическое пространство и стремится понизить конфликтность с Минском.
В Москве, думаю, все понимают правильно. В этом году союзное строительство получило новый импульс, создана единая система ПВО, расширены экономические программы, Россия предоставила Беларуси кредит и готова помочь в строительстве АЭС, стороны договорились о совместном наполнении военно-промышленного комплекса и создании в перспективе нефтяного холдинга. Эти и другие факторы складываются в систему, на выходе которой – после кризиса  – мы получим усиление Беларуси в регионе и гораздо более мощную, чем сейчас, экономику. При этом Беларусь становится политически и экономически более интегрированной в российское пространство, а дрейф Минска на запад уравновешивается сближением позиций с Россией.

Задел на будущее

Юлиана МАЛЕВИЧ, доктор политических наук, профессор кафедры международных отношений БГУ:
– Сегодня в белорусской внешней политике налицо смещение акцентов. Это связано в первую очередь с возникновением нового вектора по линии Юг – Север. До сих пор наша внешняя политика колебалась лишь по линии Восток – Запад.
Белорусы долго искали точку опоры, которая могла бы уравновесить это направление. Впервые возникновение юго-северного вектора официально было озвучено во время недавней встречи Александра Лукашенко и Виктора Ющенко в Чернигове, на которой они договорились о необходимости создания Черноморско-Балтийского транспортного коридора. 
Гораздо раньше, еще в 2006 году, на встрече с дипкорпусом глава государства определил направления сотрудничества с Движением неприсоединения, Ираном, КНР. Отношения с Европой в число приоритетных тогда не попали. Сейчас наблюдается переориентация ценностей, позволяющая говорить о возникновении новых аспектов в белорусской внешней политике. Беларусь снизила свою активность в Движении неприсоединения. Заметно снижение контактов с Китаем. Не могу сказать, что это связано с кризисом, возможно, КНР сегодня попросту решает более важные, глобальные задачи. Вместе с тем, открывая для себя новые перспективы, официальный Минск создает задел на будущее.
Нынешний кризис, думаю, принципиально изменит геополитическую расстановку сил в системе международных отношений. Мне кажется, мир выйдет из кризиса, имея два мощных полюса – США и Китай. Одновременно сильнейший толчок будет дан дальнейшей глобализации, в первую очередь экономической. Россия, к сожалению,  в ближайшее время вряд ли сможет, на мой взгляд, претендовать на роль третьего центра силы и реально влиять на мировую политику. Для этого ей необходимо полностью диверсифицировать свою экономику, чтобы уйти от «нефтяной иглы».

Главное – сохранить свою государственность

Владимир СНАПКОВСКИЙ, доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений БГУ:
– Шаги белорусской дипломатии на западном направлении меня обнадеживают. Это нормальная позиция страны, которая находится на геополитическом перекрестке и никоим образом не должна ориентироваться только в одну сторону.
Сейчас мы попросту пытаемся уравновесить свою внешнеполитическую стратегию, исходя прежде всего из экономической заинтересованности. Инициатива «Восточного партнерства» для нашей страны есть не что иное, как первая ступень евроинтеграции. Беларусь крайне заинтересована в европейских инвестициях,  особенно востребованы крупные вложения в развитие высокотехнологичной  продукции. Общеизвестно, что у нас есть солидный научный потенциал, довольно высокий уровень качества фундаментальных исследований, однако, чтобы эти знания нашли осязаемое применение, превращаясь в конкретный товар, в продукцию, прежде всего экспортную, необходимы средства.
Инвестиции призваны помочь наращиванию качества экспортных товаров. В структуре нашего экспорта доля высокотехнологичной продукции еще очень мала. А инвестиции помогут эту долю расширить.  Конечно, для инвестора нужно создавать определенные условия, прежде всего стабильное законодательство. В Беларуси начата либерализация экономики, но ею не следует ограничиваться. Важно, на мой взгляд, расширить роль гражданского общества.
Дальнейшие отношения с Россией – это вопрос исторической судьбы Беларуси. Важно выстроить их в нужном русле. Пока же приходится констатировать, что формула оптимальных отношений не найдена. Учитывая наши несоизмеримые размеры, численность населения, сильную зависимость от России в экономическом плане, огромное отрицательное сальдо внешней торговли, существует опасность создания неравноправного союза, в котором Беларусь не будет иметь собственного голоса. А это грозит потерей суверенитета.
С другой стороны, надо понимать, что Россия также зависит от Беларуси, и в первую очередь с точки зрения геополитики. Ведь Беларусь осталась, по сути, последним (и очень надежным) союзником Москвы на западном направлении. Этот союзник не всегда сговорчивый, постоянно отстаивает свои национальные интересы (точно так же он отстаивает свои интересы и в отношениях с Западом). Но Россия должна признать, что иначе и не может быть. Именно с этой позиции взаимных интересов, равноправия и взаимоуважения следует выстраивать дальнейшие отношения двух союзных государств.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter