Ставка на опережение: как работает оперативный отдел Городской станции скорой медицинской помощи Минска

Вызов принят!

Шестнадцать диспетчеров и три врача принимают от минчан около двух тысяч вызовов круглосуточно

— Скорая, слушаю вас! — более сотни раз ежедневно это говорит каждый диспетчер Городской станции скорой медпомощи Минска. Звонки бывают самые разные — не всегда по назначению. Все же обычно люди обращаются, когда состояние совсем плохое, прибыть в поликлинику или больницу самостоятельно не могут, а ждать врача на дом нет возможности.


На часах 9:35. Звонит 18-летний парень, находится на работе, но резко ухудшилось самочувствие. Предполагает, что повысилось давление, дезориентирован, шаткая походка, температуры нет, коронавирусом не болеет. Сообщает фамилию, имя, отчество, адрес, где сейчас находится, а также свой телефон для связи. Вызов отправляется на пятую подстанцию, за которой названный адрес территориально закреплен. На современном оборудовании видно все: ждут своего череда 29 визитов, светятся отдельным цветом задействованные и свободные бригады. Они разделяются на фельдшерские и врачебные, а врачебные — на реанимационные, интенсивной терапии, педиатрические и психиатрические.
Звонки не прекращаются, времени на передышку у операторов практически нет. 
На другом конце провода говорят, что мужчине в подземном переходе по улице Жилуновича стало плохо с сердцем, раньше инфаркта не было. 

— Вызов принят в 10:03. Встречайте! — после уточнения дополнительной информации сообщает диспетчер.

— Хочется, чтобы люди понимали: скорая — это не такси. И речь сейчас даже не об оперативности прибытия, хотя стараемся это выполнять максимально четко, — конкретизирует заведующая оперативным отделом Анна Кравченя. — Дело в том, что некоторые звонящие не спешат уточнять диагноз, мол, приезжайте — увидите. Но это нам необходимо. В первую очередь, чтобы понять, экстренный это вызов или неотложный. К примеру, если поводом послужило невысокое давление — даем рекомендации, как его снизить. Направляем скорую помощь только в случае, если состояние не улучшается. Часто наши операторы выступают в роли психологов, ведь в экстренных ситуациях люди, особенно дети, не знают, как себя вести: допустим, близкий человек потерял сознание, остановилось сердце… Тогда на связь выходит диспетчер-врач и консультирует до прибытия бригады…

— Почему не вызовете доктора из поликлиники? — уточняет у абонента, обратившегося в оперативный отдел скорой помощи, фельдшер Никита Марцинкевич. 

Некоторые люди, признается Никита, звонят без обоснованных на то причин, а помощь, о которой просят, не экстренная:

— Номер 103 гораздо короче, чем номер поликлиники, к тому же у нас оперативнее ответят и отреагируют. Но надо понимать: если отправимся на прием, не относящийся к категории экстренных, то тяжелый пациент за это время может умереть. Вспоминается случай: бабушке участковый терапевт назначил сделать кардиограмму. А так как пациентке добраться до поликлиники трудно из-за больной ноги, она решила вызвать скорую на дом, чтобы эту процедуру ей сделала скорая. Учитывая эпидситуацию, да и до пандемии, недопустимо, чтобы экстренные службы тратили время на штатные ситуации.


— В городской станции скорой медпомощи Минска работает 167 бригад круглосуточно — из расчета одна на 12 тысяч жителей. Это самое крупное учреждение по сравнению с аналогичными в стране, — приводит цифры заместитель главного врача по организационно-методической работе Олег Воробей. — В распоряжении больше 200 автомобилей, которые, как правило, перекрывают количество бригад. Срок эксплуатации машин до пяти лет. Кто-то скажет: «Почему так мало?» Но для круглосуточного режима это максимальный срок. 
Прибыть к пациенту должны оперативно — в городе от момента поступления звонка до появления медика на пороге должно пройти не более 20 минут, в сельской местности — до 35 минут. 
Слышите сигнал? Бригада поехала на экстренный вызов… 

На неотложную помощь времени может потребоваться немного больше. Потеря сознания, ДТП, падение с высоты — подобные ситуации сами за себя говорят, что выезд должен быть экстренным, тогда как неосложненная травма, температура, повышение давления относятся к разряду неотложных. 
У врачей в среднем 1600—1700 выездов в сутки летом, больше 2000 — зимой: это график, к которому станция скорой помощи привыкла. Каждая бригада ежедневно делает около 11 визитов. 
Все звонки по номеру 103 благодаря спецузлу связи передаются в ту службу скорой помощи, к которой абонент относится. Условно говоря, позвонив в Минске, в Витебск не попадете. 

В оперативном отделе ежеминутно на связи 19 специалистов, все они с медицинским образованием: в основном со средним, трое — с высшим. В подавляющем большинстве — с практическим опытом, работали в бригадах скорой помощи, умеют диагностировать экстренные состояния. Эти знания позволяют прицельно разговаривать с человеком, чтобы сориентироваться в его жалобах. Не каждый звонок в службу 103 может завершиться направлением команды скорой помощи, но в каждом случае постараются помочь.

basikirskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter