К 2025 году смертность от туберкулеза в стране должна снизиться на 75%, заболеваемость - на 50%

Вызов палочке Коха

К 2025 году смертность от туберкулеза в стране должна снизиться на 75%, заболеваемость - на 50%
Традиционно в конце марта проходит Всемирный день борьбы с туберкулезом. В тот самый день, когда еще в XIX веке немецкий микробиолог Роберт Кох объявил об открытии возбудителя смертельного недуга. За минувшие 130 лет болезнь в русском языке лишилась устаревшего названия «чахотка», произошедшего напрямую от глагола «чахнуть».

Мир настороженно смотрит на регулярно объявляющиеся «новомодные» угрозы. Вроде Эболы или вируса Зика. Однако именно туберкулез до сих пор остается серьезнейшим вызовом. По определению Всемирной организации здравоохранения относительно недавно, в 1993 году, эта болезнь объявлена глобальной проблемой. По данным ВОЗ, только в 2014 году в Европе диагноз туберкулез поставили 340.000 человек. То есть коэффициент заболеваемости составил 37 случаев на 100.000 населения. В амбициозных планах ВОЗ — вчетверо уменьшить статистику к 2035 году. Добиться же такого результата можно лишь совместными усилиями всех государств европейского региона. Не случайно нынешний день борьбы с заболеванием проходит под лозунгом «Сообща ликвидируем туберкулез». Усилия нашей страны в этой общей битве хорошо заметны и отмечены ВОЗ.

Главное — у нас наметилась четкая тенденция на одинаковое уменьшение как заболеваемости, так и смертности от туберкулеза. За прошлый год заболеваемость, например, снизилась на 4,6 процента — с 34,5 до 32,9 случая на 100.000 населения. Иными словами, 2 тысячи человек, которые ранее находились в группе риска, остались здоровы. За то же время смертность снизилась сразу на 12,8 процента — до 4,1 случая на 100.000 населения. С 850 в 2013 году до 634 случаев в минувшем году уменьшилось число рецидивов туберкулеза. И все же успокаиваться рано. Ведь даже наиболее продвинувшиеся в борьбе с болезнью страны далеки от ее полного устранения. Порогом абсолютной безопасности считается один случай туберкулеза на один миллион населения в год. Хотя этот тезис звучит фантастично. Но к рекомендуемым показателям ВОЗ мы намерены стремиться.

Новая стратегия предполагает, что к 2035 году смертность от туберкулеза по сравнению с 2015 годом снизится на 95 процентов, заболеваемость — на 90. То есть будет составлять меньше 10 случаев на 100.000 населения. К 2025 году смертность должна снизиться на 75 процентов, а заболеваемость — вполовину по сравнению с 2015 годом.

Есть еще один критерий ВОЗ, считающийся значительным, — расходы на лечение больных. «Катастрофическими», согласно общемировому определению, считаются траты на лекарства и амбулаторную помощь, превышающие 30 процентов всего семейного бюджета. Лечение же туберкулеза в нашей стране, независимо от его протяженности и сложности, оказывается бесплатно. Отчасти на него идут средства, предоставляемые Глобальным фондом борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией. Однако не стоит излишне переоценивать эти средства. В общем финансировании противотуберкулезных мероприятий они занимают не более 1 процента. Здесь первую скрипку играет государственный бюджет. Забота о здоровье чужой не бывает. Только своя.

В клиническую практику вводятся перспективные бедаквилин, деламанид, клофазимин. Препараты, нужные для лечения болезни с множественной лекарственной устойчивостью. Именно туберкулез с таким описанием, практически неуязвимый для типичных антибиотиков, становится настоящим бичом XXI века. И здесь мы демонстрируем сдержанные, но все же успехи. Распространение «устойчивого» туберкулеза среди ранее леченных пациентов снизилось с 69,4 процента в 2013 году до 65 — в минувшем. В этой статистике каждый процент — поистине драгоценный. Если лечение «обычного» туберкулеза занимает в среднем полгода и стоит около 60 долларов в эквиваленте, то на избавление от устойчивого к традиционным антибиотикам уходит до 2 — 3 лет и... 16.000 долларов! В этом году широкое распространение получит очередное ноу–хау — около 150 человек будут переведены на видеоконтролируемое лечение. Принимать нужные препараты они будут перед объективом камеры под присмотром врачей. Подобная схема пока работает всего в 3 странах Европы. Но куда важнее любых фармацевтических и технических новинок в борьбе с туберкулезом, считают специалисты, изменение общественного настроения. Не нужно считать болезнь уделом исключительно маргинальных слоев населения и шарахаться от заболевших. При правильном лечении уже через несколько месяцев человек не является разносчиком. Важно помнить, что победить туберкулез действительно можно лишь сообща.

akostyukevich@sb.by

Советская Белоруссия № 58 (24940). Среда, 30 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter