Выжигая асфальт

Ой, нелегко сейчас приходится водителям... Особенно тем, кому хочется нажать на газ и почувствовать прилив адреналина.
Ночь. Тишину полосует оглушительный рев моторов. Свет фар слепит глаза. Мимо молниями проносятся две машины. Какие - из-за скорости понять просто невозможно! Идут "ноздря в ноздрю", по прямой. Но вот одна начинает сдавать - и победитель пролетает финишную черту. Яркая вспышка стоп-сигналов...

Оказывается, отношения между собой выясняли две "Хонды". На старте тем временем уже следующая пара разогревает двигатели. А вдоль недлинной - всего лишь четверть мили! - трассы стоят толпы зрителей, восторженно приветствуя проносящиеся мимо автомобили. Это - стритрейсинг, новомодная забава для парней, девушек и их мощных машин.

402 метра - вот как четверть заморской мили переводится в родную метрическую систему. Машины проезжают всю трассу за считанные секунды: 10 - 15 засечек на секундомере отмерит стрелка, а машина уже на финише. Но, как говаривал герой фильма "Форсаж", посвященного таким покатушкам: "Я только эти десять секунд и живу"... И ведь он прав! Для многих стритрейсинг уже стал неотъемлемой частью жизни.

Драйв в загоне

Ой, нелегко сейчас приходится водителям... Особенно тем, кому хочется нажать на газ и почувствовать прилив адреналина. Их загнали в тесные вольеры, огороженные правилами дорожного движения, за соблюдением которых бдительно следят сотрудники ГАИ. Они указывают, где можно "пастись", ограничивают скорость, с которой можно это делать, и даже разметка говорит: "не вздумай отклониться от единственно верного направления". А под капотом-то бьются в неволе табуны лошадиных сил! Современные двигатели настолько мощны, что производители автомобилей вынуждены еще на заводах "обуздывать" их с помощью электронных блоков. Единственным островком "дикой жизни" остались автогонки всех мастей, та же "Формула-1". Нам, простым автолюбителям, остается лишь с завистью смотреть, как экипажи гоночных болидов рвутся вперед, вырывая победу любой ценой.

На старт! Внимание! Марш!

Промзона Шабаны на окраине Минска. На улице темень - ни зги не видно. Пустынный отрезок дороги, вдоль которого стоят люди, - а на старте две машины. Принцип гонок прост - кто первый пересек финишную черту, тот и выиграл заезд. Казалось бы, расклад несложен: у кого больше "лошадок" под капотом - тот и победит. Однако все далеко не так однозначно, очень много зависит от пресловутой "прокладки между рулем и сиденьем". Один момент переключения на вторую передачу чего стоит! Недокрутил - мотор не успел набрать нужные обороты, слишком поздно "воткнул" повышенную - потерял время, а впереди уже маячат стоп-сигналы соперника. И на финише лишь остается корить себя за нерасторопность да ждать следующего старта - чтобы точно быть первым!

Вот только не ощущается в Шабанах настоящего праздника - все как-то неорганизованно, люди стоят по обочинам и переговариваются между собой

: - Слушай, Коля, давай отсюда сматываться. Пиво закончилось, сейчас еще милиция подъедет - снова всех разгонят...

Как в воду глядел - на ночном горизонте появляется машина ГАИ, перегораживает трассу и через громкоговоритель начинает увещевать собравшихся разойтись. ОМОНом пугает... Вереница машин разъезжается в разные стороны - гонки-то нелегальные. И сотрудники ГАИ очень неодобрительно смотрят на подобные забавы. Они правы на все сто: организация у таких "диких" гонок, прямо скажем, аховая. Зрители так и норовят выскочить на трассу, не понимая, очевидно, что скорость машин к концу 400-метрового отрезка достигает 200 км в час!

Впрочем, время неорганизованных гонок проходит - наиболее ответственные стритрейсеры поняли, что лучше проводить легальные заезды, никому не мешая.

Легальные гонки

Я нашел Лешу "Райдена", лидера "Найтрейсеров" - сообщества людей, которые как раз и организуют заезды на четверть мили.

- Сложно сейчас в Минске организовать нормальные гонки, чтобы все было по правилам, с соблюдением мер безопасности как участников, так и зрителей. Мы даже выходили на руководство ГАИ, хотим договориться о сотрудничестве. Пока общего языка не нашли... Мы против "диких" заездов, и машин с наклейкой "Nightracers" на заднем стекле ты в Шабанах не увидишь. Впрочем, намечаются легальные заезды в Солигорске - поехали, посмотришь.

Не вопрос, поехали! И вот я уже в Солигорске. Прямой отрезок загородной дороги, с двух сторон выставлено оцепление ГАИ и над всем этим голос, усиленный мегафоном

: - Для регистрации подходите к темно-зеленой "Хонде-Сивик".

Каких только машин не было! Обычный с виду "Гольф", который только потом показал, что под капотом-то у него стоит нечто совершенно невообразимое, позволяющее "порвать" на четверти мили "заряженный" "БМВ". Отлично тюнингованный "Сивик", который на трассе жег резину так, что на асфальте оставались черные полосы. Желтая "БМВ" из Борисова с турбированным двигателем - зверь, а не машина! И вот короткий взмах флажка, рев двигателей, работающих на пределе, - гонка началась.

- Ну, кто кого?

- Вроде бы "Гольф" сделал "Хонду"...

Долго гадать не приходится, с финиша по рации передают, кто выиграл заезд, и в турнирной таблице машина-победитель продвигается на одну позицию вперед.

- Черт, я на "Хонду" пять тысяч поставил...

Раздосадованный зритель в сердцах машет рукой, поминая недобрым словом как саму "Хонду", так и ее завод-изготовитель. А заезды продолжаются - до определения лучшего в своем классе, которому обеспечены улыбки девушек и уважение соперников.

- Хорошо гоняют...

Я оборачиваюсь и вижу рядом с собой человека в погонах. Выяснилось - начальник солигорского отделения ГАИ Дмитрий Попов.

- Безопасность обеспечиваете? - спрашиваю.

- Именно. Уж лучше мы постоим, убедимся, что все в порядке, чем эти же ребята будут гонять нелегально в темное время суток.

- Ну и как, нравится?

- Хорошее мероприятие. Посмотри, сколько вокруг детворы из окрестных деревень, из города. И если хоть кто-то из них поймет, что есть другие увлечения в жизни, кроме подвалов, клея или наркотиков, значит, не зря здесь гоняют. Когда-то мальчишки на летчиков смотрели и мечтали о самолетах - сейчас смотрят на машины и грезят о карьере Шумахера. Может, и получится из них что путное.

Кстати, о наркотиках. О них рейсеры говорят примерно так же, как Андрей Зданович, который приехал на гонки с женой и маленьким сыном

: - Внутри организма уже есть природный наркотик - адреналин. И человек, который хоть раз испытал адреналиновый взрыв, не променяет это ощущение ни на какие синтетические удовольствия. А гонки - как раз и есть самый действенный способ выплеснуть энергию, не создавая проблем другим.

- А сам будешь участвовать?

- Нет, сегодня только жена проедет на нашей "Хонде-Легенд". У меня "Сивик", но сейчас машина в доработке. Ты б знал, сколько денег на нее уходит! Я, к примеру, в свою уже 11 тысяч вложил, и это еще не предел.

- Сыну, смотрю, тоже интересно...

- Будущий рейсер растет! У Ильи уже и так дома целый гараж, он выставляет на ковре машины и кричит: "Папа, командуй!" Ну я и даю отмашку.

Жена Андрея, кстати, проехала великолепно, "сделав" на полтора корпуса своего противника в свободном заезде.

А тут и гонки закончились - в сопровождении ГАИ все разъехались. И, заметьте, в приподнятом настроении. Вот что значит легальная гонка.

Мест нет

Несмотря на все запреты, движение рейсеров будет развиваться - в этом нет сомнений. Вот уже и под Оршей на бывшем военном аэродроме в Болбасово каждую субботу собираются погонять на четверть мили. Красота! Ни тебе встречных машин, ни опасности вылететь с трассы - аэродром есть аэродром. Меж тем под Минском тоже есть аэродром, в Мачулищах. Найтрейсеры пробовали добиться разрешения проводить на нем заезды, но ничего не получилось - говорят, он еще нужен для экстренных посадок самолетов... Вот и приходится минским рейсерам мотаться по стране в поисках мест, где можно померяться силами, не нарушая правил.

Словом, проблема есть и ее нужно решать. Поверьте, гонщики будут только рады ездить легально. Чтобы не выплескивать адреналин на городских улицах, иногда вместе с кровью.



Справка "СБ"

Классическая дистанция "четверть мили" появилась не сразу. Вначале гонялись на любом удобном отрезке дороги подальше от глаз полицейских. Затем любители скоростных забав высчитали, что оптимальным для развития хорошей скорости и максимальной зрелищности является расстояние, равное четвертой части мили.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter