Смогут ли белорусские производители воспользоваться ростом цен на молочные продукты в России?

Выжать все возможное из молока

Rynok_milk().jpgКогда была обнародована программа развития агробизнеса страны на среднесрочную перспективу до 2020 года, скептики и прочие пикейные жилеты, как обычно, подвергли все и вся сомнению. Вопрошали, например, куда, мол, денем планируемую прибавку 2,4 миллиона тонн молока? Оказалось, покупатели уже сегодня есть, готовы забрать его с большой выгодой для нас – дай бог самим справиться. 

Последние новости не могут не радовать сельчан. После нескольких лет падения мировые цены пошли вверх. Связано это со снижением уровня производства у основных игроков этого рынка. Наше же внимание, прежде всего, к ситуации в России. Оно и понятно: туда экспортируем примерно 95 процентов своей «молочки». С начала года производство молока у восточных соседей снизилось на 0,6 процента, а численность коров и вовсе на 1,8. Это привело к росту закупочных цен. 

Коль у россиян своего молока не хватает, увеличился спрос на импортные продукты из него, в том числе белорусские. Ситуацией грех было бы не воспользоваться. Поэтому буквально неделю назад значительно возросли минимальные рекомендуемые экспортные цены. Килограмм сухого цельного молока летом стоил 200 российских рублей, сейчас — 235, сыра — 250 и 280, масла — 210 и 330. Как говорят эксперты, конъюнктура рынка благоприятная. У нашего АПК есть возможность поправить финансовое положение. Тем более что российские специалисты прогнозируют: в следующем году молочное падение у них продолжится.

Однако тревожит другое. Сможем ли мы компенсировать соседям их потери?

За 10 месяцев аграрии производство молока увеличили лишь на 1,8 процента, в расчете на корову прибавили всего по 74 килограмма. Один год пятилетки почти пройден. Когда, спрашивается, собираемся увеличивать валовое производство на треть и на одну голову — 1700 килограммов, как записано в Государственной программе развития аграрного бизнеса?

Финансовое состояние многих хозяйств оставляет желать лучшего. А молоко не случайно называют живыми деньгами. Тем более что их восточные соседи готовы платить. Не секрет, что в России форсированными темпами развиваются свиноводство и птицеводство. Того и гляди аналогичная наша продукция вскоре там совсем будет не нужна. Поэтому надо пользоваться моментом и нажимать на «молочку». 

Прежде всего свое слово должны сказать так называемые депрессивные районы, где надои меньше 4 тысяч килограммов за год. Таких более 30. Именно им проще простого сделать решительный шаг вперед. В большинстве случаев просто достаточно накормить животных и обеспечить минимальный уход. Не нужны дополнительные концентраты и дорогостоящие минеральные добавки. 

Одновременно хочется затронуть и такую проблему. Благодаря росту экспортных цен увеличивается выручка за молочную продукцию. На чьих банковских счетах она осядет? Неужели все барыши в очередной раз достанутся переработчикам, а сельчане снова останутся ни с чем? Так нечестно. Надо подумать о создании системы гибких закупочных цен на сырье в зависимости от ситуации на внешнем рынке. Ведь туда идет большая часть готовой продукции. 

Не следует плыть по течению и молочным заводам. Более 60 процентов их товаров реализуется в три российских региона: Санкт-Петербург, Москву и Московскую область. Там много жителей, высокие доходы, устойчивый спрос. Но и конкуренция немалая. А почему бы, скажем, не обратить больше внимания на Оренбургскую и Челябинскую области, Республику Башкортостан? Именно там в нынешнем году самое существенное снижение производства молока. Словом, жизнь дает нам хороший шанс. Его надо не упустить.

gedroiz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter