Коронавирус меняет не только повседневные привычки, но и целые бизнес-модели

Выйти за рамки

Сегодня люди хотят вернуться к прежней жизни без всяких изоляций — это абсолютно нормально. Населению большинства стран надоели ограничения и карантины, неопределенности и лихорадка на рынках. Но ведь ясно: так, как было, уже не будет, во всяком случае, в обозримом будущем — после постепенного спада волны пандемии все меняется. Изменения коснулись и бизнеса.

Фото  pixabay.com

Предприятий и организаций, которые смогли продолжать устойчиво функционировать в условиях мирового коллапса, пользуясь дистанционными и виртуальными формами работы, сравнительно немного. По оценкам различных экспертов, не более 5%. Остальные 95% — это классические бизнесы, которым пришлось фактически выживать, а многие и вовсе закрываются. Сейчас большинство их представителей совершает большую ошибку, ожидая, что падение выручки наконец враз остановится и дела опять пойдут резко в гору. Но какие для этого есть предпосылки? Потребители сегодня выбирают в большинстве случаев дистанционные формы обслуживания, у покупателей меняются старые привычки и предпочтения. Тех предпринимателей, которые просто наблюдают за происходящим, проедая последние запасы и ресурсы, чтобы хотя бы выплатить зарплату работникам, ожидают, мягко скажем, очень тяжелые времена. 

Сегодня для каждого бизнеса важно правильно и оперативно оценить, в каком положении он оказался, и, самое главное, определить приоритетность действий для выхода из кризиса. И уж точно ни в коем случае нельзя просто ждать, что все вернется на круги своя — не вернется, начинается совершенно новый цикл жизнедеятельности международной деловой среды.

Бизнес-процессы, конечно, сейчас не остановились. Жизнь заставляет искать новые форматы работы. Но, к сожалению, не у всех получается перестраиваться на что-то другое. А почему? Многих сдерживает банальная привычка, сформированная годами, а то и десятилетиями деятельности на рынке. Зато сегодня золотое время для предпринимателей, которые открывают для себя новые ниши и тем самым получают возможность поработать какое-то время в условиях ослабленной конкуренции. А награда — тот, кто окажется в числе первых, будет формировать ситуацию на рынке. Ведь базовые потребности в обществе сохраняются. Люди будут продолжать есть, одеваться, строить дачи и дома, покупать и ремонтировать автомобили и т. д., все потребление в принципе не изменится. А вот денежные потоки уже меняют направления.

У потребителей, похоже, окончательно сформировалась привычка покупок онлайн — все меньше граждан будет ходить по магазинам и супермаркетам. Многие поняли, что можно успешно трудиться и вне офисов (если позволяет род деятельности), используя удаленные технологии. Коммуникации онлайн в настоящее время — вообще не проблема, у всех на слуху названия известных программ для такой формы общения. Люди поняли, что они могут прекрасно обмениваться впечатлениями, мнениями и эмоциями дистанционно, не прибегая к классическим формам и материальным, временным и логистическим затратам. 

Прорисовывается и еще один тренд — следующая эпидволна. Не обязательно, что это будет именно коронавирус: жизнь показывает, что человечество периодически подвергается испытанию на прочность все новыми и новыми инфекциями. Те, кто сидит в изоляции и ждет неизвестно чего, теряют драгоценное время. То, что мы сегодня имеем, — реальность, в которой нам придется жить. 

Многие правильно скажут: теория понятна, а делать-то что, чем заняться в новых условиях? Все великие дела совершались там, где раньше, как говорится, никто не ходил, вне каких-либо рамок, стереотипов и общепринятых трендов. Поэтому невозможно найти свой верный путь, рассматривая исключительно советы других и сомнительные лекции в интернете. Разве могут родиться дельные мысли в голове, напитанной неизвестно чем? Никогда в жизни! Активно переваривая все тренды, человек окончательно блокирует все свои возможности. Любой грамотный эксперт посоветует постараться отключить себя от фейковых атак и побольше проводить времени в среде тех успешных представителей бизнеса, у кого получается быстро адаптировать или видоизменять свой вид деятельности в нетипичных условиях. Для большинства обычных людей вряд ли что-то изменится — такова уж сила наших привычек. Кто-то мечтает о четырехдневной рабочей неделе, как в Швеции, но никто не задумывается о том, соответствует ли эффективность нашего труда шведской. Кто активно осваивает новые дистанционные способы и методы, у того растет скорость и точность действий как на работе, так и в быту. Кто быстрее сможет переобучиться, тот получит более широкую зону возможностей для успеха. 

shamko@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter