Выйти из тени

Кочка зрения Сергея КАНАШИЦА
Всегда задавался вопросом: почему бюджеты наших клубов (футбольных, хоккейных, гандбольных, баскетбольных — любых) — это некая партизанская тайна, которую председатели команд, спонсоры и проч., и проч. хранят, как пакет из штаба, а при случае даже и съесть его готовы, чтоб, не дай Бог, чужой глаз не увидел? Почему контракты наших игроков покрыты страшной завесой, заглянуть за которую может лишь горстка избранных? Конечно, я, в общем, не маленький и не слишком даже наивный и приблизительный ответ на все эти вопросы если и не знаю достоверно, то уж хоть чуть–чуть о нем догадываюсь. И все равно спрашиваю: почему?

Что касается футбола, то, пожалуй, только представители минского «Динамо» и БАТЭ, отвечая на вопросы о бюджете клуба на сезон, не прячут глаза и не мнутся, как школьники у доски. 3 миллиона долларов, например, говорят. Отлично, от этой цифры и мы, журналисты, пляшем, делаем выводы, прикидываем: кого клуб может себе купить, сколько на детский футбол выделить, сколько на инфраструктуру. Прозрачный, открытый бюджет — это нормально, если тебе нечего скрывать. В России, к примеру, тоже ни для кого не секрет, сколько тратит «Спартак» или «Зенит», за сколько купили Тимощука и сколько в год имеет Аршавин. Ну что здесь такого? Московское «Динамо» вот рассекретилось на днях. Акционеры бело–голубых утвердили бюджет на 2008 год в размере 41 миллиона долларов. Доходы будут формироваться за счет финансирования под гарантии акционеров (29,9 млн.), а также поступлений от спонсоров и доходов от коммерческой деятельности (7,3 млн.). От реализации телевизионных и коммерческих прав динамовцы рассчитывают получить только 2 млн. долларов. Примерно такая же сумма поступит в бюджет за счет сдачи в аренду объектов недвижимости. Красота!

Не факт, правда, что чем выше спонсорские вливания, тем больше отдача в плане результата. Прямой зависимости здесь нет точно — доказано временем. Пример того, что гастарбайтеры от спорта никогда не станут работать, как для себя, а неизменно преследуют лишь собственную выгоду, — «Нью–Йорк Рейнджерс», самый дорогой клуб НХЛ, игрушка в руках миллионеров. Баснословные контракты, хоккейные звезды, которые без охраны и личных водителей в городе не появляются, — клуб для избранных. Но каково у этой команды число настоящих, преданных поклонников и могут ли они сравниться с болельщиками «Монреаль Канадиенс», например, для которых клуб, что дитя родное?

Гомель, конечно, не Нью–Йорк — размах не тот. Однако, наблюдая за клубной системой, которая развита прекрасно — пример другим! — не устаешь поражаться странной логике. Команда, из которой отправились за океан Сергей Костицын и Михаил Стефанович (две самые яркие звездочки белорусского хоккея последнего времени!), которая имеет прекрасную детско–юношескую школу, ведет кадровую политику, нацеленную на... Впрочем, на что нацеленную, сказать сложно. Со времен 2003–го, когда «Гомель» выиграл первенство страны, лучше команда не выступала. И вот именно это и странно. Каждый новый год руководство вбухивает на покупку новых и зарплаты другим звездам, коих в коллективе немало (по нашим, разумеется, меркам), надо полагать, немаленькие средства и ставит наполеоновские задачи. Отдачи нет. Нынешний сезон и вовсе вышел таким «смешным», что плакать хочется. Имея в распоряжении хоккеистов опытных и немало повидавших (правда, не раз сменивших клубную прописку, всегда выбирая, где лучше), «Гомель» провалил все, что мог провалить (выигрыш Кубка в расчет не берем по причине не вполне серьезного к нему отношения многих команд). А концовка сезона, когда гомельчане, ведя отчаянную турнирную борьбу за 8–е место, дающее право на выход в плей–офф, проигрывают не только основным конкурентам, но умудряются уступить даже отъявленному аутсайдеру «Бресту» (кстати, эта команда, как выяснилось, имея бюджет в разы меньше, характера имеет во сто крат больше)! Стоит ли удивляться высказываниям болельщиков гомельчан (преданных своей команде и любящих ее, как, наверное, нигде в стране)? «Настоящая команда у нас будет лет через пять, когда подрастут воспитанники собственной школы, для которых «Гомель» — не пустой звук. А пока в форме «Гомеля» бегают (здесь идет перечисление фамилий многих нынешних игроков), хоккея у нас не будет! Им только деньги нужны, а не игра и не болельщики...»

Заметьте, это не я сказал, это болельщики. Собственно, те, для кого это все и придумано. Хоккей в том числе...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter