Выйти из сумрака

Как вывести из сумрака молодых авторов?..

В театре складывается парадоксальная ситуация. Наши драматурги занимают призовые места на международных конкурсах и фестивалях, публикуют свои работы в зарубежных литературных сборниках, но при этом остаются практически незамеченными у себя на родине. Режиссеры часто жалуются в своих интервью на низкое качество современных пьес, их несценичность, театральную беспомощность... Драматургам ничего не остается, как прозябать в тени театральных спектаклей, поставленных по пьесам зарубежных авторов. Как вывести из сумрака молодых авторов? Над этим размышляют наши герои, два драматурга: опытный и состоявшийся в профессии Алексей Дударев и молодой и перспективный Николай Рудковский.


— Пьесы современных драматургов сегодня у нас мало ставят. В чем проблема? Драматурги пишут не очень качественные пьесы или режиссеры не уделяют должного внимания современному материалу?


Дударев: В количественном плане пьес у нас достаточно, а вот качественной драматургии не хватает. Я уже не один год жду, что молодые авторы меня порадуют своими оригинальными пьесами. Пока же я вижу формальные поиски, поток сознания. Материал же нужно пропустить через себя, а для этого необходимы опыт, знание жизни. Да, наши драматурги достаточно часто занимают призовые места на конкурсах, но это не является показателем высокого качества их произведений. Я сомневаюсь в компетентности жюри подобных фестивалей. Оценивать пьесы должны не аналитики и критики, а практики — те люди, которые потом поставят этот материал. Поэтому и получается, что посредственной пьесе присуждают призовое место, а режиссеры в дальнейшем отказываются работать с таким материалом. Вынужден признать, что сегодня и режиссура менее талантлива, чем 20 лет назад. Так что не одни драматурги виноваты в сложившейся ситуации.


Рудковский: Почему не уделяют? Уделяют. Дело вкуса. Режиссер должен влюбиться в пьесу. Иногда это происходит с первого прочтения, а порой через некоторое время. А любовь — тонкая и сложная вещь. И никто не заставит вас насильно любить. Вот поэтому сейчас пока мало хороших и страстных любовных романов на театральном фронте. Есть режиссеры, которые хотят ставить современную пьесу, но им не дают этого делать худруки. В таком случае от качества произведения ничего не зависит.


— Должен ли сегодня автор заниматься продвижением собственных произведений?


Д.: Творческий человек должен творить, создавать произведения искусства, а не заниматься пиаром. На пьесы талантливого автора обратят внимание и без пиара. Сегодня с развитием современных технологий, интернета намного проще стало заниматься презентацией своих произведений. Сейчас практически у каждого театра есть выход в интернет, электронная почта. Драматурги пользуются этим, отправляют свои пьесы... Но несмотря на все дополнительные технологические возможности, которые появились у нас, пьесы современных авторов не стали чаще появляться в репертуаре театров. Парадокс!


Р.: Некоторые даже чересчур себя пиарят. У каждого своя дорога. Но если ты действительно талантлив, то всегда найдутся люди, которые тебе помогут. Также и бездарности саморекламой могут пробить себе дорогу. Я никогда не занимался продвижением своих пьес. В начале творческого пути мне помогли мои педагоги. Тогда не был так развит интернет, выручало театральное сарафанное радио. Сейчас меня знают многие завлиты и редакторы театров. Я постоянно участвую в драматургических конкурсах.


— Очевидно, не каждому драматургу приходится рассчитывать на постановку своей пьесы. Что вас удерживает от ухода из профессии?


Д.: Никогда не думал о том, чтобы уйти из драматургии. Даже в то время, когда по моим пьесам еще не ставились спектакли, у меня не возникали подобные мысли. Я драматург. Занимаюсь тем, что у меня лучше всего получается. К тому же никогда не стремился зарабатывать деньги своим творчеством.


Р.: Драмой я владею намного лучше, чем остальными жанрами. А так как в творчестве я очень самокритичен, пока не могу позволить себе писать хуже в других жанрах.


— В России планируют ввести определенную квоту на произведения молодых авторов. Теперь каждый репертуарный театр будет обязан поставить определенное количество спектаклей по пьесам современников. Что вы думаете о таком решении проблемы?


Д.: Об этом я говорю уже много лет. Нам обязательно нужно ввести такую квоту. По–моему, репертуар театра должен состоять на треть из пьес современных авторов. Нужно поддерживать своих, ставить их пьесы хотя бы для того, чтобы убедиться в их развитии. Режиссеры тоже должны не сидеть на месте, а искать качественную современную драматургию. Я понимаю, для этого нужно много потратить времени и сил. Легче сказать, что у нас качественных пьес просто не пишут... Но пробовал ли кто–то из этих режиссеров найти достойный материал? Думаю, немногие.


Р.: Несколько лет назад на радио ввели 75–процентную квоту на белорусскую музыку. Сначала многие это негативно восприняли, но через некоторое время поняли, что нововведение дало хороший результат. Теперь на радио плохой музыки нет, звучат только качественные композиции. Поэтому разумная идея может принести хорошие плоды.


— Некоторые наши драматурги публикуют свои произведения в российских литературных сборниках, где выступают в качестве современных писателей России. Как это можно объяснить?


Д.: Литераторы используют любую возможность, чтобы опубликовать свои произведения. Ничего страшного я в этом не вижу.


Р.: Это почетно. К тому же своего рода реклама, с моими произведениями знакомятся режиссеры, актеры... Кого–то могут заинтересовать мои пьесы. И если в Москве меня поддержат и посчитают достойным драматургом, почему я должен от этого отказываться?


* * *


Как известно, хороший режиссер может поставить на сцене спектакль по телефонному справочнику или кулинарной книге. В свое время у нас было много подобных «справочников», и это было объяснимо. Классику изъели до дыр, а современные тексты, страдавшие «чернухой», не давали возможности для полета режиссерской фантазии. Хорошая пьеса — это лишь повод для спектакля. Она может так и остаться литературой, вещью в себе. Задача режиссера — вдохнуть в нее новые театральные смыслы и прочитать все тайные коды. Но для этого надо обладать не только прямым зрением профессионального ремесленника, но и взглядом поэта. Не только читать, но и вчитываться. Увидеть метафорическую перспективу там, где драматург уже поставил точку.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter