«Это не тренд, а необходимость». Легко ли придерживаться цифровой диеты

Выйти из сети

Немного цифр. Согласно данным Deloitte, типичный американец проверяет смартфон около 150 раз в день. То есть каждые 6,5 минуты. Причем зачастую время, проводимое в смартфоне, тратится впустую — проверка ленты в соцсетях, просмотр новостей, игры. Парадокс, но на фоне растущей зависимости от девайсов в моду входит обратный процесс — цифровой детокс, или отказ от гаджетов. Туристические компании уже предлагают отдых без смартфонов, стартапы создают приложения для контроля времени в сети. Полезна ли цифровая диета и легко ли на ней продержаться? 

somerslibraryfoundation.org

Поставить себя на счетчик

Перед началом эксперимента решаю проверить, действительно ли меня можно отнести к среднестатистическому пользователю смартфона. По личным ощущениям — не совсем. Я не фанат соцсетей — посты у меня появляются редко, а от друзей порой слышу упреки за отсутствие лайков.  Переписка в мессенджерах — по необходимости, с играми не сложилось вовсе.

Чтобы удостовериться в отсутствии интернет-зависимости, отправляюсь на поиски приложения, которое подсчитает время пользования смартфоном и количество разблокировок. Долго искать не приходится — программ, которые помогают контролировать время в виртуальности, существует десятки. Скачиваю сразу несколько — вдруг пригодятся?

Целый день стараюсь пользоваться смартфоном как обычно. Но невольно начинаю замечать, что часто беру в руки девайс не по делу. Например, трижды я заглядывала в этот самый “счетчик”, чтобы узнать, сколько же у меня накопилось времени в сети. Еще популярнее оказался трекинг шагов — его я проверяю едва ли не каждые два часа, будто от цифры на экране в моей жизни что-то изменится. На соцсети у меня не стоит уведомлений, но они оказались теми еще “прилипалами”: количество новых оповещений указывается на иконке программы. В результате пару заходов оборачивались трехминутным “скроллингом” ленты Фейсбука и Твиттера.

Итог дня — 99 разблокировок, 226 минут в смартфоне. Похоже, предстоящие три дня будут куда сложнее, чем мне думалось поначалу.

Отвлечься от программы

Пятница. Первые трудности обнаружились уже утром. Я не из тех, кто начинает день с проверки ленты в соцсетях, но в последние месяцы взяла за привычку слушать лекции на Ютубе за завтраком. Сегодня пришлось изменить привычке. Просто сижу и ем. И вот факт: оказалось, в тишине мой стандартный завтрак проходит на 5 минут быстрее.

Захватить книгу я забыла, так что в метро развлекаю себя рассматриванием попутчиков. Из 23 человек в поле зрения 14 слушали музыку или смотрели в смартфон, еще трое были заняты бумажным чтивом. 

Наконец, добираюсь до кабинета и по привычке кладу телефон на стол. В течение часа несколько раз руки так и чешутся просто дотронуться до него, посмотреть на время хотя бы. Вспоминаю, что одно из “детоксовых” приложений, которыми я запаслась накануне, как раз помогает сосредоточиться. Запускаешь таймер, и если не пользуешься телефоном, в программе вырастает дерево. Если к концу дня у тебя лес — ты молодец. Но когда полчаса закончились, я была вынуждена искать, куда запихнула смартфон, на экране пестрят фейерверки — какая я молодец, что поработала.

Не удержалась и удалила разом все скачанные ранее приложения для цифровой разгрузки. Как по мне, они лишь еще больше подталкивают лишний раз проверить девайс. Не верит в такие приложения и 32-летний минчанин Дмитрий Волотко. Блогер, разработчик сайтов, несколько месяцев назад он решил сократить пребывание в интернете. Сейчас Дмитрий периодически устраивает себе 3—4 дня без соцсетей — вовсе туда не заходит либо ограничивается лишь ответами на посты, адресованные лично ему. В остальное время старается контролировать процесс. Результат налицо: если раньше среднее количество твитов в день было 65, сейчас — максимум 2—3:

— Почему я к этому пришел? Сэкономленное время я могу потратить с гораздо большей пользой. Оплата труда у меня сдельная, и могу сказать, что моя эффективность однозначно выросла: я высвободил часы в самое продуктивное время.

К слову, беседуем мы с Дмитрием по телефону. Молодой человек говорит, что такой формат куда удобнее переписок:

— Лет 10 назад началось это движение — не звони, а напиши. Я сейчас двигаюсь в обратном направлении. Среднее время разговора с клиентом по телефону у меня 3 минуты. Переписка длится гораздо дольше, а если приходится вести их несколько одновременно, нужно тратить силы еще и на то, чтобы вспомнить, о чем шла речь.

Дмитрий говорит, что без мотивации здесь ничего не получится:

— В первое время была в своем роде ломка — все же многие вещи, к примеру, утренний просмотр ленты — стали привычкой. Менять привычки — преодоление себя, это сложно. Но тем, кто решился, могу сказать, что правило трех недель здесь работает. Три недели тяжело, потом это становится новой привычкой. 

Перед сном проверяю трекер: 8 разблокировок, 40 минут в телефоне (из них минимум половина — телефонные беседы). Что ж, весьма неплохо.

Бег без допинга 

В субботу я решила полностью отказаться от каких-либо достижений цифровой эпохи. В интернете советуют максимально подготовиться к такому “разгрузочному дню”, уделив особое внимание физическим нагрузкам. Так я и сделала. Заранее договорилась о встрече с друзьями на вечер, утро решила начать с пробежки, потом — уборка и готовка. Ах да, и никаких будильников.

Итак, пробежка прошла отвратительно. Сколько я ни пыталась “быть в моменте”, почувствовать каждый камешек под кроссовкой, услышать пение птиц и так далее, каждый раз возвращалась к одному и тому же: мне нужны наушники, в которых орет музыка или начитываются аудиокниги, и трекер, где я могу отслеживать прогресс. И никак иначе. 

Дома взгляд падает на учебник по английскому. Я хожу на курсы, но слушатель, прямо скажем, не самый ответственный: уже и не помню, когда в последний раз делала домашку. Похоже, самое время. Первое же непонятное слово заставляет меня отправиться на поиски словаря. Бумажного. В нем около полутора тысяч страниц, а весит он, как десять смартфонов. В порыве сделала еще и три прошлых домашки...

Заканчивается день встречей с друзьями. Около часа мы обсуждали мой эксперимент, все поддержали: надо меньше сидеть в соцсетях, и вообще, телефон — чтобы звонить. Итог вечера я подвела уже в понедельник: два селфи, три фото еды в инстаграм, куча сториз и один философский твит о цифровом детоксе. Так держать! 

Телефон играет в ящик

В воскресенье встреча с подругой. Я предусмотрительно выписала адрес и номер телефона. За несколько часов позвонила с домашнего и уточнила, как лучше добираться. Выйти решила заранее, телефон оставила дома — он мне ни к чему. Хотя, конечно, не совсем: несмотря на все уточнения, я все же умудрилась заблудиться и опоздать на 15 минут. Был бы у меня под рукой навигатор, этого удалось бы избежать. 

День прошел спокойно. Эксперимент завершила поздним вечером: нужно включить телефон, чтобы поставить будильник. Два дня в отключке дают о себе знать. Телефон разрывается трелями — три мессенджера, и в каждом по несколько новых сообщений. На иконку Фейсбука не хочу и смотреть. Накатывает чувство усталости и легкой тревоги: это ведь нужно прочитать, ответить. Впрочем, а нужно ли? Откладываю телефон: до завтра точно подождет. 

Уметь отдыхать — все же тонкое искусство. Интернет, смартфоны облегчили многие задачи. Но в целом, похоже, нагрузки меньше не стало. То, что порой кажется отдыхом и развлечением, на самом деле — еще одна работа. И это нужно четко понимать.

Цифры к размышлению

Министерство образования предлагает ограничить использование мобильных телефонов в школах. Глава ведомства Игорь Карпенко об этом заявил во время рабочей встречи депутатов Палаты представителей с руководством Минобразования.

canal3.md

Кстати, запрет на пользование гаджетами в школах — вопрос, который сегодня обсуждается во многих странах. Прошлым летом к подобным мерам прибегли и французские власти: здесь запретили мобильники ученикам начальных и средних классов. Включать телефоны в классе нельзя было еще с 2010 года, но по новым правилам ограничение распространили на все школьные территории, даже во время перемены. Меру ввели, чтобы повысить работоспособность детей: по мнению французских властей, девайсы мешают школьникам сконцентрироваться на учебе. 

Сейчас к подобному нововведению присматриваются в Великобритании, Германии, России, Китае. К примеру, в китайской провинции Чжэцзян чиновники уже предложили законопроект, которым хотят ограничить использование гаджетов в школах. Правда, здесь ключевая цель — снизить уровень близорукости у ребят. 

У нас жестких ограничений в этом плане нет. Но по инициативе родителей и администрации школы на уровне отдельных учреждений меры могут вводиться. Например, в столичной гимназии № 7 второй год есть ячейки для хранения мобильных телефонов. Утром дети сдают гаджеты в учительской, их принимает классный руководитель в специальную ячейку под ключ, а потом, если детям надо, они могут попросить телефон и его выдадут либо можно забрать гаджет уже после уроков. В СШ № 87 такую систему ввели с прошлого года — это, опять же, была совместная инициатива администрации и родителей. Людмила Филиппович, начальник управления отдела образования Партизанского района г. Минска, говорит, что здесь нужен разумный подход:

— С детьми надо договариваться.  Если жестко поставить условия — будет протест. Это работа не одного дня. 

Людмила Филиппович объясняет: учреждения образования проводят работу как с детьми, так и с родителями. На родительские собрания приглашаются эксперты — медики, психологи, которые объясняют мамам и папам, как контролировать нахождение детей в интернете, когда они дома. Еще один важный аспект — то, как ведут себя сами учителя:

— Чтобы выстроить с ребенком диалог, нужно достичь соглашения. При этом и сам учитель не должен использовать телефон. Он должен подавать детям пример. Во многих школах есть ноутбуки, планшеты, учебные пособия снабжены QR-кодом, через который ребенок может выйти на нужный сайт. Для детей это тоже интересно и важно. Главная задача состоит в том, чтобы донести, когда нужно использовать гаджеты и интернет и как это делать грамотно. 
Создатель цифровых тренингов Деб Ли составил недельный гид по отказу от гаджетов. Первый шаг — удалить 10 приложений. Затем перевести экран в черно-белый режим. На третьи сутки отключить все уведомления. На четвертые — удалить 5 Гб файлов. Шаг пять — смотреть в телефон не чаще чем раз в час, а затем целые сутки провести без девайса. В последний день остается очистить главный экран от всех приложений.

Не мода, а необходимость

Если радикальный отказ от гаджетов по-прежнему выглядит необычным, то желание ограничить свое пребывание в интернете становится все более распространенным явлением. Впрочем, к некоторым осознание того,  что пора возвращаться в реальность, приходит несколько позже, чем следовало бы. Чем это чревато? И почему так сложно выйти из сети? Об этом — в беседе с когнитивно-поведенческим терапевтом, ведущей образовательного УouTube-канала “Психология Что?” Катериной Карпович.

— С одной стороны, частота использования смартфонов выглядит пугающе. С другой — функциональность таких устройств растет и мы стали использовать их чаще для действительно нужных дел. С учетом этого среднестатистические 3 часа в день, проводимые в смартфоне, — это зависимость или все же норма?

— Норма — понятие неоднозначное. И не всегда то, что характерно для многих, в него вписывается. Что касается интернет-зависимости, ее уже включили в американский классификатор болезней DSM-5. Но самый важный критерий — это когда пребывание в интернете серьезно влияет на качество жизни человека, мешает ему работать. Для его коллег очевидно, что работоспособность снизилась, а близкие люди дома замечают, что их отношения ухудшились, поскольку он постоянно онлайн. Если человек начинает замечать симптомы, он может попробовать решить проблему самостоятельно. На этапе, когда зависимость уже есть, лучше обратиться к специалисту.

— Удешевление смартфонов, повсеместный доступ в интернет породили новые явления. Например, фаббинг — когда человек во время беседы постоянно отвлекается на проверку смартфона. Или цифровая амнезия — когда человек по любому вопросу обращается к поисковику и верит, что в интернете можно найти все. Откуда берется безудержная тяга взглянуть на экран смартфона?

— Вся новая информация кажется человеку очень важной по умолчанию. Наш мозг эволюционно так устроен, что все яркое, громкое, интересное вызывает внимание. В далекие времена человек должен был быть в курсе всех событий, потому что все новое требовало исследования. По двум причинам: оно могло, во-первых, быть угрозой, во-вторых, спасти жизнь. Все системы нотификации, которые сделаны на смартфонах, устроены таким образом, чтобы человеческое внимание привлекалось — звуки, цвета. Что же касается желания гуглить, здесь срабатывает скорее человеческая лень. Предпочтение отдается тому варианту, когда на решение задачи можно затратить меньше усилий. И это правило работает, когда речь идет о выживании — неважно, каким способом нужно достичь результата как можно быстрее. Поэтому если у человека есть выбор между тем, чтобы долго что-то вспоминать, считать, искать, прилагать усилия, и между тем, чтобы загуглить в телефоне, который всегда под рукой, он выбирает второй вариант. И, как правило, делает это неосознанно. 

— Сегодня существует множество приложений, которые позволяют заполнить микропаузы в течение дня: многие  просматривают ленты соцсетей или отвечают на сообщения во время приема пищи, слушают музыку в дороге и так далее.  Почему мы не даем себе “простоя”?

— Это касается не всех. Например, в моем окружении много людей, которые ограничивают информационный поток. Если люди в метро постоянно заполняют микропаузы сидением в соцсетях или играми — это их личный выбор, даже если они действуют неосознанно и их к этому подталкивает эволюция. Силу воли никто не отменял. Если человек позволяет себе в этом утопать, это его личная ответственность. 

Такая ситуация складывается в первую очередь под влиянием культуры, которая подталкивает к тому, чтобы быть эффективным, максимально все успевать. Нельзя быть неуспешным, неудачником. Сама культура не поддерживает медленный режим жизни и способствует тому, чтобы с каждым днем мы стремились быть выше, дальше и сильнее. Эта информационная гонка стала уже нездоровой. Те, кто это понимает, начинают контролировать информационный поток и осознавать, что семья, творчество, личные потребности важнее этой гонки.

— Технологии — это тоже бизнес. В любом приложении предусмотрены механики, чтобы удержать внимание пользователей. Если не “клевать” на красные ценники в магазинах многие уже научились, то с интернетом это пока работает плохо. Почему мы не замечаем манипуляции? Как этому противостоять?

— Чем дольше внимание человека удерживается, тем больше вероятность, что он купит услугу, посмотрит рекламу и так далее. Разница с супермаркетами в том, что они, во-первых, появились давно. Во-вторых, пока ты идешь по супермаркету, проще остановиться и заглянуть в свой список. В интернете человек часто забывает, зачем вообще туда зашел. Логика примерно та же: нужно держать в голове определенный список задач, сознательно ограничивать свое время в сети. Потому что наше внимание будет автоматически привлекаться яркими картинками, видео и так далее. К сожалению, иного способа, кроме как держать в голове приоритеты, нет.

— Почему кто-то приходит к цифровому детоксу раньше, кто-то позже? 

— Во-первых, у каждого человека свой порог информационной чувствительности. У кого-то он высокий, у кого-то низкий. Раньше к этому приходят люди из первой группы: человек устает от обилия информации и все выключает. Второй вариант — человек понял, что чрезмерное пребывание в сети ему вредит и он занимается не тем, чем хочет. В результате осознанно отказывается от этого в пользу здоровья. Нам нужно заниматься своими потребностями и интересами, эмоциями и реакциями. Если у нас нет пауз, то мы не осознаем ни потребностей, ни эмоций. 

— Какими могут быть последствия, если игнорировать потребность отвлечься от гаджетов?

— Из того, что я наблюдаю в своей практике, есть два основных последствия — приобретенный синдром дефицита внимания и депрессия. Синдром дефицита внимания проявляется как трудность в том, чтобы сконцентрироваться на выполнении задачи.  Давно доказано, что многозадачности не существует — мозг может решать только одну задачу. В противном случае человек теряет продуктивность. Человек не тренирует свое внимание. А внимание — это как мышца. Нужно тренировать ее, чтобы удерживаться на одном фокусе. Иначе она атрофируется и не развивается.

Что касается депрессии, есть несколько исследований. Первая группа относится к тому, что в соцсетях люди стараются выглядеть лучше, чем они есть, и те, кто изначально склонен к депрессии, смотрят на эту красивую жизнь и чувствуют себя еще хуже. Как известно, депрессией у нас страдает до 40% людей, то есть значительная часть фактически к этому уже склонна. 

Второй вариант — из-за того, что человек не может эффективно управлять своим вниманием, а задач слишком много, он не справляется со своей работой. То, что сейчас многих фрустрирует: есть вполне подъемный список задач, но он не выполняется, потому что человек постоянно отвлекается. Возникает парадокс: в принципе, нагрузка объективно небольшая, при этом человек чувствует себя недостаточно компетентным, чтобы с ней справиться. Это вызывает депрессивную реакцию: что я за неудачник, что не могу решить такие простые задачи? Если это происходит в какой-то короткий промежуток времени, ничего страшного, если же это длится месяцами и годами — это вызывает расстройство.

— Как вы думаете, будет ли набирать популярность тренд на отказ от гаджетов? И что бы вы посоветовали тем, кто хочет это сделать?

— Дело в том, что это не тренд. Это необходимость. Когда не только для психологов и исследователей, но и для всех людей станет очевидным, что подобное поведение — зависимость от социальных сетей, от уведомлений — приводит к психическим расстройствам, конечно, они придут к тому, чтобы защищаться от этого. Что нужно делать? Сместить свое внимание на простые нецифровые виды деятельности — спорт, прогулки, чтение бумажных книг или электронных, но без выхода в интернет. Плюс соблюдение режима дня — расписание, при котором человек ложится до полуночи и высыпается. Помогут и занятия медитацией — в будущем они будут становиться все популярнее, потому что это и есть та самая пауза, которую человек может сделать между делами.
Сегодня и завтра в США празднуют Национальный день отключения от сети — на 24 часа нужно отключить все девайсы, не пользоваться гаджетами и интернетом. Цифровой детокс поддерживают и бренды. Например, дочерняя компания крупного производителя напитков обещает заплатить 100 000 долларов за полный отказ от девайсов на год.
gavrusheva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter