«Вывоз мусора дешевле булки хлеба!»

ПРЕЖДЕ об услугах коммунальных служб сельчане могли только мечтать, в чем-то завидуя горожанам. А сегодня их мало чем уже удивишь. Вопрос в том, насколько они приживаются и востребованы на селе? Есть ли перспективы в этой сфере у частника? Размышляет — в ответ на вопросы корреспондента «БН» — заместитель директора по коммерческим вопросам ГУП «Вилейское ЖКХ» Мария АНДРИЕВСКАЯ.

Когда у вилейских коммунальщиков наиболее прибыльный сезон и почему до сельчан им бывает трудно достучаться...

ПРЕЖДЕ об услугах коммунальных служб сельчане могли только мечтать, в чем-то завидуя горожанам. А сегодня их мало чем уже удивишь. Вопрос в том, насколько они приживаются и востребованы на селе? Есть ли перспективы в этой сфере у частника? Размышляет — в ответ на вопросы корреспондента «БН» — заместитель директора по коммерческим вопросам ГУП «Вилейское ЖКХ» Мария АНДРИЕВСКАЯ.

— В глубинке мы занимаемся вывозкой мусора, обслуживанием котельных, бань и жилфонда, — охотно поясняет «БН» Мария Брониславовна. — В тех населенных пунктах, где жилые дома переданы на баланс ЖКХ. Например, поселок Партизанский, агрогородок Любань и деревня Людвиново.

— Ассортимент услуг и их востребованность возросли сегодня?

— Безусловно. Особенно в агрогородках. Теперь сельчанам не нужно ломать голову, на чем и куда вывести мусор, например. Все уберут и куда надо отвезут. А скоро эта услуга будет еще популярнее. По решению Минского областного Совета депутатов, в этом году мы должны рекультивировать все мини-полигоны и заключить стопроцентные договора с сельскими населенными пунктами на вывоз твердых коммунальных отходов. И до первого сентября, согласно графику, захоронить все свалки: то есть вместо 33 мини-полигонов построить три полигона. В Вилейском районе 407 населенных пунктов. Из них 18 практически без населения, более ста — с численностью от пяти до десяти человек. Остальные — наши главные клиенты.

— Мария Брониславовна, какие еще услуги популярны у жителей глубинки?

— С этого года мы предложили услуги по захоронению. И, надо сказать, своевременно. Ведь в деревне основной костяк — люди преклонного возраста. И если похороны какие-то, бывает, что в небольших деревушках и могилу-то некому выкопать, покойника до кладбища отнести. Вот наши специальные работники (они есть в Вилейке и в населенных пунктах, где открыты производственные участки) и выручают. Горожане давно оценили удобство этой услуги, а с нынешнего года она доступна и сельчанам.

— А насколько оправдывают себя производственные участки? Как они сработали в мае — за время посадки картофеля?

— Последний весенний месяц — один из самых горячих и прибыльных сезонов для ЖКХ. У нас 11 таких участков по району (там, где расположены котельные): на двух из них — в агрогородке Илье и поселке Партизанский, — а также непосредственно на базе, в райцентре, базируется вся сельхозуборочная и посадочная техника. Мы собираем заявки, а затем распределяем по очереди их выполнение: начиная от вывозки удобрений, вспашки, нарезки борозд и заканчивая непосредственно посадкой картофеля, а затем его обработкой. Второй пик, как правило, попадает на сенокос, а третий — когда нужно собирать «бульбяной» урожай. Тогда наша техника нарасхват, особенно если колхозная копалка поломалась, а погода располагает. Бывает, что и не до всех желающих доберемся. Благо весной в этом плане полегче — не так спешно, но все равно нужно уложиться в сроки. За прошлый месяц на сельхозуслугах мы заработали около трех миллионов рублей. Думаю, что в этом будет около пяти миллионов.

— Мария Брониславовна, прибыльна ли и интересна сегодня ваша сфера для частника? Не пробовали привлекать местных бизнесменов?

— Идеи были, но вот на словах — это легко и просто, а на деле оказывается совсем не так. Хотели наладить сбор мусора, но частнику не так уж это выгодно. Нужно ведь проделать колоссальную работу: заключить с каждым сельчанином соответствующий договор и проследить, чтобы он оплатил. К тому же, чтобы мусор приносил деньги, в районе или где-то поблизости должны работать перерабатывающие предприятия. Тогда выгода и прибыль сразу почувствуются. Можно будет и все бумажные вопросы ради этого «разрулить». А кому выгодно его складировать? У нас на городском полигоне столько вторичных ресурсов — тут тебе и макулатура, и ПЭТ-бутылки, и стекло, и металлолом (благо последний особо не задерживается). Помещения загружены, сбыта нет, а соответственно и денег. Партию тех же ПЭТ-бутылок забрали, а рассчитаться до сих пор не рассчитались. Где тут выгода? Особенно для рачительного предпринимателя...

— До сельского жителя, привыкшего полагаться только на свои силы, наверное, очень трудно достучаться…

— Это точно! Особенно до пожилых людей. Каких усилий стоит убедить их заключить договор на вывоз мусора и объяснить, что это делается для их же комфорта. К тому же цены просто смешные. Даже для жителей глубинки. Разве 1140 рублей на одного человека в месяц это деньги? Булку хлеба не купишь. Раз в неделю приезжает мусороуборочная машина и забирает твердые коммунальные отходы. Ни тебе проблем, ни забот: не нужно думать, как их вывезти, да и лесные угодья не будут захламляться. Но вот порой доказать это, переломить психику сельчан весьма трудно. А слышать отговорки по поводу «у меня нет мусора, а если и попадается, палю в печи» иной раз просто смешно. Особенно от молодых пар. Я в этой сфере работаю с 1994 года. И вряд ли кто из сельских жителей, да и я сама, могли подумать, что лет через десять такие услуги приживутся в глубинке. И по их спектру деревня будет наступать на пятки городу. Сегодня все, чем пользуются горожане, мы предлагаем и сельчанам. Главное, чтобы это нашло отклик и популярность у деревенских хозяев — трудолюбивых, но порой осторожных и недоверчивых.

Беседовала Надежда ЯНЧЕНКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter