Гриц: анализ налоговых поступлений свидетельствует о низкой налоговой эффективности ИП

Вывести теневиков из налоговой тени

С начала года начало действовать большинство положений обновленного Налогового кодекса. Изменения в этот значимый для всего общества нормативный документ предусматривают осовременивание ставок отдельных налогов, отмену ряда льгот, улучшение налогового администрирования. Индексируются ставки, установленные в белорусских рублях, в целях их адаптации к инфляционным процессам. Индексация затронет земельный, экологический налоги, налог за добычу природных ресурсов, подоходный налог с физических лиц в фиксированных суммах. Увеличиваются акцизы на алкогольную продукцию и табачные изделия. Наибольшие дискуссии в деловом сообществе вызвали нормы, касающиеся индивидуальных предпринимателей. На них остановимся подробнее.


Для ИП исключается упрощенная система налогообложения. А в качестве основного режима будет использоваться подоходный налог с увеличением его ставки с 16 процентов до 20, а с 2024 года — 25. У ИП также появляется возможность поменять свой статус на самозанятого и платить налог на профессиональный доход. Его размер — процент от получаемой выручки (по ставкам — 10 или 20). Самозанятое лицо уплачивает налог на профессиональный доход в налоговые органы, после чего часть этой суммы — 60 процентов — перераспределяется в Фонд социальной защиты населения. 

Для понимания такой мотивации фискальных органов приведу некоторую статистику о текущем месте ИП в формировании налоговой базы бюджета. Вклад всех субъектов малого и среднего бизнеса в ВВП страны за 2021 год составил 26,6 процента, в том числе организаций малого бизнеса — 16,1, среднего — 7,4, а ИП — всего 3,1. И это учитывая то, что на начало 2022-го в Беларуси насчитывалось 273 120 реально работающих ИП, а также около 70 тысяч наемных работников. Цифра приближается к 8 процентам от всех занятых в экономике. А их доля в ВВП составляла всего 3 процента. А если пересчитать вклад в общую сумму уплаченных налогов, то вообще 2,3. 

Анализ налоговых поступлений даже по сравнению с микро, малыми и средними организациями свидетельствует о низкой налоговой эффективности ИП. Сумма налоговых поступлений в расчете на одного плательщика от ИП была почти в 30 раз меньше, чем от других форм МиСП в виде юрлица. А еще свыше 160 тысяч ИП по месту своей работы официально начисляли себе зарплату ниже минимальной. 

При этом между предпринимателями, занимающимися одинаковыми видами деятельности, сложилась не совсем здоровая налоговая конкуренция для субъектов разной правовой формы. Кроме того, данное обстоятельство обуславливает вовлечение ИП в различные схемы для «налоговой оптимизации» и выведения из оборота наличных денежных средств. 

Еще один пример. ИП, которые помимо предпринимательской деятельности состоят в трудовых отношениях, имеют льготу — добровольный характер уплаты взносов в ФСЗН. Значительное число индивидуальных предпринимателей пользуются ею исключительно для минимизации социальных отчислений. Существует даже практика оформления предпринимателей друг к другу на работу, чтобы «состоять в трудовых отношениях» и, соответственно, отказаться от обязанности платить взносы в фонд.

Кое-кто начинает жаловаться, что нововведения усилят давление на бизнес. Но давайте не забывать: по разным оценкам, до 20 процентов белорусской экономики находится в тени. И прошлые опыты показали: сама по себе либерализация в этой сфере не дает ожидаемого эффекта. Так как гуманизация законодательства должна проходить параллельно с повышением добропорядочности и социальной ответственности бизнеса. Но эту функцию у деловых ассоциаций никак не получается реализовать. 

Кстати, в мировой практике, на которую очень любят ссылаться многие «независимые» эксперты и бизнес-ассоциации, кроме консолидирующей и лоббирующей играют важную роль в обеспечении честности поведения на рынке своих членов. Причем как в отношении соблюдения интересов потребителей, так и социальных обязательств перед обществом и государством. Зарубежное бизнес-сообщество через свои общественные объединения принимает на себя обязательства по коллективной ответственности по предотвращению коррупции и теневого бизнеса в деятельности делового сообщества, вводит стандарты добросовестности для своих членов и следит за их соблюдением. 

К сожалению, в этой части белорусское бизнес-сообщество в лице общественных объединений ведет себя инертно. Больше предъявляет претензии и выдвигает обвинения в адрес государства в чрезмерном давлении на бизнес, особенно частный. Но по факту бизнес-ассоциации толком и не ведут работу по созданию добропорядочной предпринимательской среды и конкретных инициатив в этом направлении не выдвигают.

Какие предполагаемые результаты от нововведений? Минфин ожидает их не сразу. Но после того как эта система полностью заработает, ее потенциальный эффект для бюджета оценивается в размере 100—200 миллионов рублей в год, в том числе с учетом отчислений в ФСЗН. С моей точки зрения, эта сумма будет в разы больше, если учесть косвенный эффект от закрытия разнообразных теневых схем по так называемой налоговой оптимизации и банальной «обналичке», где фигурируют недобросовестные ИП.

Георгий ГРИЦ, экономический аналитик, профессор Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии»

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter