«На контроле Президента»: чистая вода

Вывести на чистую воду

Сегодня сложно представить, что еще в начале 2000-х даже в крупных городах страны о качественной питьевой воде приходилось лишь мечтать. Благодаря государственной программе многие из этих вопросов там свою злободневность утратили. Однако в целом по стране проблемных мест еще немало. Именно им посвящен очередной выпуск специального проекта Агентства теленовостей, вышедший в эфире канала «Беларусь 1».


Здесь начинается главный канал Вилейско-Минской водной системы.
ФОТО АЛЕКСАНДРА КУЛЕВСКОГО.

Когда в агрогородке Селец Березовского района начал бить святой родник, никто уже не помнит. Но с конца 80-х это место стало достоянием здешних жителей. И в ближайшие годы уж точно к нему не зарастет народная тропа. Очереди из самых разных видов транспорта здесь — нормальное явление. Но приезжают подпитаться не только силой духовной.

Для жительницы агрогородка Соколово Виктории Мишкевич маршрут Селец — Соколово регулярный. Здесь бывает по нескольку раз в месяц на протяжении 7 лет: душевой кабине дома всего 6 лет, а ржавчину и чистящее средство не берет, и ножом ее не снять. Посудомоечную машину включают лишь в случае крайней необходимости: фильтры не выдерживают. Предпочтение в этом доме посуде черного цвета. Если допустимая норма железа — 0,3, то здесь она по факту — 5,2. То есть превышение допустимой нормы в 17 раз. И это при том, что живет Виктория на главной улице поселка, на которой порядка 200 домов.

Агрогородок Кабаки также давно подключен к централизованной системе, но это не спасает сельчан от ржавчины. Председатель Березовского районного Совета депутатов Александр Петровский о наболевшем знает. Для всей Брестчины характерно превышение железа в питьевой воде — такова, увы, особенность земель:

— Сегодня на территории Березовского района 43 хозяйственных питьевых водопровода. И только в двух населенных пунктах нормы по железу не превышают допустимые. Мы определились с руководством райисполкома и ЖКХ идти двумя путями. Первое — подключать близлежащие населенные пункты, которые находятся возле Березы и ­Белоозерска, к уже существующим водозаборам (мощность позволяет). Второй путь — строительство станций обезжелезивания. 

Укладка труб в д. Вишневка.
ФОТО АЛЕКСЕЯ ВЯЗМИТИНОВА.

Поручение Главы государства — дойти до самых отдаленных и малых деревень. И обеспечить водой без посторонних примесей каждого белоруса.

— У нас в республике обеспечена стопроцентная доступность питьевой воды. В то же время сохраняется проблема ее качества. 26 процентов проб воды в Гомельской и Могилевской областях не соответствуют требованиям нормативов по содержанию железа. Обеспеченность станциями обезжелезивания по республике — 42 процента. Этот вопрос необходимо решить до 2025 года. Есть самые современные формы очистки — внедряйте. Эту проблему надо было решать вчера! Используйте передовой мировой опыт, науку привлекайте, ищите источники финансирования и действуйте, — подчеркнул Президент.

В 2018-м ввели в строй 41 станцию обезжелезивания. За 6 лет планируют построить еще 1.400. 500 из них возведут за ближайшие полтора года — это 50 миллионов долларов из бюджета.

В 2019-м проблему обещают решить и в Кабаках, говорит главный инженер ГУПП «Березовское ЖКХ» Александр Козека:

— В этом году в нашем районе планируется построить 4 станции обезжелезивания. Станция в деревне Кабаки будет очищать 77 кубометров в сутки, этого достаточно. Планируется еще возведение таких станций в населенных пунктах Междулесье, Горки и Маревиль.

У жителей поселка Салтановка, что в Могилевском районе, недоверия к своей воде не меньше. Ее здесь используют разве что для мытья посуды. Даже полить цветы на подоконнике пенсионерка Лидия Живуцкая не решается:

— Была вода некачественная, да не вонючая. А сейчас вонючая.


Проблемы с качеством воды в Могилевском районе есть у каждого третьего. В исполкоме салтановцам пообещали чистую воду в этом году. На очереди и другие поселки.

Подпрограмма «Чистая вода» — государственного масштаба. Для ее реализации подключили все силы и все источники финансирования, в том числе и международные кредиты. Но вопрос требует комплексного подхода. Ведь вода, прошедшая дорогостоящую процедуру очистки и подготовки, такой же чистой к потребителю доходит не всегда: повторно загрязняется и продуктами коррозии, и вредными веществами, а часть и вовсе уходит в землю. В 2017 году Президент прямо указывал на недопустимость подобного:

— От этого и сверхнормативные потери воды. Некоторые умники в регионах пытаются эти потери включить в себестоимость, взимая деньги и с населения, и из бюджета. От этого же страдает качество самой воды. Так что эту проблему тоже ставьте себе как приоритетную!

Подсчитали: ежегодно необходимо менять не менее 3% сетей водоснабжения, которым уже более 30 лет. Почти 4 сотни километров новых труб по всей стране обещают проложить в этом году. В первую очередь на тех участках, где изношенность труб чревата авариями. Всё чаще смотрят в сторону полиэтилена: говорят, такие сети долговечнее (более 50 лет в работе), экономичнее и безопаснее.

Даже в Заславле, откуда до столицы рукой подать, вопрос с чистой водой не снят с повестки. Директор ГП «Водоканал Минского района» Дмитрий Дрозд поясняет: 70 километров сетей, вода набирает железо, которое содержится в трубах в виде отложений. Надежда — на новую станцию обезжелезивания:

— Ее нам помогла поставить Академия наук. Когда возникла необходимость реконструировать все водное хозяйство города, мы решили до конца года разработать полномасштабный проект крупного водозабора. Также реализованы малые локальные станции в различных концах города.

Директор ГП «Водоканал Минского района» Дмитрий Дрозд демонстрирует мобильную станцию обезжелезивания.
ФОТО АЛЕКСЕЯ ВЯЗМИТИНОВА.

Это экспериментальный проект. Мобильные станции обезжелезивания — целиком белорусская разработка. Их планируют пустить в промышленное производство. Хороший вариант для отдаленных районов города и для небольших поселков. И недорогой, замечает Дмитрий Дрозд:

— Образец, который в Заславле, с разработкой, конструкторской документацией и каркасом обошелся бы в 130 тысяч рублей. Но то, что сделали мы, позволило удешевить эту сумму в три раза.

Мотиватором ускорения работы под кодовым названием «Чистая вода» стало Министерство ЖКХ. И очень непопулярная для отраслевых организаций инициатива, которую в Правительстве, напротив, поддержали, — с этого года в ход пошли экономические рычаги. Ее суть разъяснил заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Виталий Смирнов:

— Предусматриваются скидки с тарифа, если вода потребителю поставлялась некачественная. В 2019 — 2020 годах — 10%. В 2021 — 2022 годах — 15%. И так до 30%. Более того, в Палате представителей в первом чтении принят законопроект о защите прав потребителей ЖКУ. В нем определены более жесткие требования к организациям водопроводного хозяйства, которые не обеспечивают доведенные задачи.

В Дзержинском районе имеется водозабор «Вицковщина». Отсюда чистая вода поступает на юг столицы — в Серебрянку, Чижовку, Лошицу, Шабаны. Нормы по железу и марганцу после возведения здесь станции обезжелезивания соответствуют даже более жестким требованиям. Это самая современная станция, которая обеспечивает чистую воду минчанам. 30 тысяч кубометров в сутки. Воду из артезианских скважин здесь добывают с конца 70-х. Но лишь три года назад удалось избавиться от примесей. Столица ежедневно получает порядка полумиллиона кубометров питьевой воды. Сегодня ее система водоснабжения питается из 11 крупных артезианских водозаборов и одного поверхностного источника. Примерно треть минчан пьют воду из Вилейского водохранилища. Единственные в республике, ведь вся страна уже переведена на подземные источники. Маршрут непростой, но пока единственный, чтобы доставить воду в два района столицы. И тут без дополнительного контроля никак. В хозяйственно-питьевую систему города вода попадает после обязательной обработки хлором. Вскоре его заменят на гипохлорид, обещают, привкус и запах отчасти уйдут. А к 2025 году должны и вовсе забыть о проблеме питья воды из рек и озер.

Пока же специалисты советуют хлорированную воду отстаивать полчаса. Тогда неприятный запах испарится, а пить ее полностью безопасно и без этого. Как и в целом воду, которая течет из кранов. Позавидовать этому факту могут как минимум 2 миллиарда людей на Земле, кто доступа к безопасной живительной влаге вовсе не имеет.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter