
Стекло в умелых руках
Застаем Валерия Ромуальдовича за работой, и мастер с ходу предупреждает, что времени на разговоры у него мало:— Пока буду вам рассказывать свои секреты, двум зубрам придется догонять стадо, — добродушно шутит собеседник. — Вместе с бригадой за эту смену должны изготовить 22 беловежских зверя. Выполняем заказ, так что пока не сделаем необходимое количество — от печи не отойдем.
Экспериментально-художественный участок Валерия Багинского — это четыре человека, каждый из которых — уникальный специалист. Работники, заступив на смену, первым делом разжигают печи, где температура может достигать 1300 градусов. Стекло — материал специфический. С момента, когда мастер достает из печи огненный шар и выдувает из него изделие, проходит всего пару минут. Мастер должен в голове просчитать, за сколько ходов он сможет воплотить задумку художника.
Большая часть изделий ручной работы, представленных на торговых прилавках, прошла через руки Валерия Багинского.
— Собачка, вазочка, змейка, другая живность — это уже минутные вещи.
Недавняя неманская фишка — елочные игрушки, пользующиеся огромным спросом. Деды Морозы, Снегурочки, сказочные герои… Символ 2025 года по восточному календарю — зеленая деревянная змея, поэтому змейки разных форм и масштабов уже можно увидеть на торговых прилавках.
Делать работу с душой
— Самому себя трудно оценить, учитывая, что по-настоящему люблю то дело, которым занимаюсь уже почти полвека, — отвечает Валерий Багинский на вопрос о значимости наград. — Очень приятно, что мой труд отмечен на самом высоком уровне, хотя я никогда не стремился выделиться. Еще при СССР получил первую значимую награду — серебряную медаль ВДНХ. В 1985 году стал лауреатом премии Ленинского комсомола в области производства. Уже в суверенной Беларуси меня наградили медалью «За трудовые заслуги», имя занесли в список «Гордость Лидчины». И вот в нынешнем году еще одно приятное событие — я стал «Человеком года Гродненщины». Что тут сказать? Не зря работаем! А ведь по большому счету я просто стараюсь делать свою работу с душой, без спешки, с творческим подходом.Валерий Багинский признается, что затрудняется хотя бы примерно подсчитать, сколько авторских работ прошло через его руки.
— Смотрите, на полке стоит композиция «Белоснежка и семь гномов», — показывает собеседник на забавную сценку, выполненную в стекле. — А вот это блюдо сделано с использованием венецианской нити — очень сложной технологии, насчитывающей 500 лет, которую мы с ребятами освоили за две недели. Муранское стекло ценится во всем мире, решили попробовать возродить этот стиль, зародившийся на итальянском острове Мурано. Так вот за смену можем изготовить два, максимум три таких блюда. Отсюда и высокая цена.
Где родился, там и пригодился
Валерий Ромуальдович вспоминает, как в детстве отец привел его на завод и как мальчика поразили масштаб и красота стекловаренных печей.— Отец был сильнейшим мастером, — утверждает опытный стеклодув. — Мама тоже всю жизнь отдала заводу. Сам по молодости мечтал поступить в театрально-художественный институт, но после службы в армии временно решил попробовать свои силы на производстве. И неожиданно понял: это мое! Так меня увлекла работа с таким скоротечным и непредсказуемым материалом, как сама жизнь! Поразило все! Особенно то, что здесь надо просчитывать ходы наперед, как в шахматах! Один неверный ход — и ты проиграл. Значит, надо работать не только руками, но и головой, тем более когда выполняешь весь ассортимент изделий, который есть на предприятии.

Случайным людям, попавшим на стеклозавод «Неман», поразительным кажется абсолютно все, особенно когда им говорят, что технологии за сотню лет практически не изменились и применяются по сей день. Порой люди просто «зависают» у печи, где на их глазах мастера-стеклодувы создают свои новые творения.
— Все участники моей команды — опытные бойцы, но в шутку нас уже называют «бригадой пенсионеров», — с грустью в глазах говорит стеклодув. — Работать с коллегами легко и просто, пока они в строю. Если кто-то один решит уйти на заслуженный отдых, то его попросту некем будет заменить. Учеников у нас нет. В свое время люди из близлежащих деревень тянулись на новое производство, хотели заработать «горячий стаж», а сейчас многие ищут более легкого хлеба. Да и не каждый может преодолеть температурный барьер, а ведь еще необходимо иметь творческие способности. Нужно чувствовать пластику этого волшебного материала. Хотелось бы, конечно, кому-то передать мастерство…
Валерий Ромуальдович уверен, что место человека там, где он родился:
— Прожил в родной Березовке всю жизнь, воспитали с супругой двух дочерей, и сейчас надеюсь на внуков, которые пока живо интересуются моим творчеством. Многие жители городка знают меня по работе депутатом разных уровней.
Посчастливилось быть делегатом пятого Всебелорусского народного собрания. Вдали от столицы не всегда получается осознать масштаб происходящих в стране событий, определяющих будущее нового поколения. А там особенно остро понимаешь, насколько важен голос рядового труженика, за которым стоит благополучие нашей белорусской земли.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Заместитель директора по идеологической работе и социальным вопросам ОАО «Стеклозавод «Неман» Валентина Набогез:
— Сейчас на градообразующем предприятии Березовки трудятся более 1200 человек, функционируют две стекловаренные печи. Одна — по производству хрусталя, другая — по выпуску бесцветного стекла. С 2016 года на заводе освоили выпуск стекловаты, которая используется в строительстве для утепления зданий. Организовано вспомогательное производство: литейно-механический и картонажный цеха, энергоцех, склад готовой продукции, автотранспортный участок. Важно понимать, что предприятие не работает на склад, ориентируясь исключительно на маркетинговые исследования специалистов и сформированный портфель заказов. Хочется удивлять покупателей, и на сегодня ассортиментный ряд насчитывает около 4,5 тысячи изделий. Над разработкой новинок трудится отдел художников. А экспериментальные бригады, примером которых является команда Валерия Багинского, воплощают их в стекле. Особое внимание уделяется развитию промышленного туризма. Первые туристы появились на заводе еще в 1980-х годах, и с тех пор эта сфера набирает обороты. Промышленный туризм несет не только прямые финансовые выгоды, но и способствует улучшению имиджа и репутации предприятия, а также профориентации подрастающего поколения. Большинство работников стеклозавода — бывшие березовские школьники. Большой интерес у туристов вызывает музей, где выставлены экспонаты, датируемые 1910-м годом, среди которых старинные сервизы и предметы роскоши, а также композиции современных художников.
vrublevskaya@sb.by