Как развивается ситуация с поставками загрязненной хлорорганикой российской нефти

Выведем баррель на чистую воду

Скандал с загрязненной посторонними примесями российской нефтью марки Urals продолжает набирать обороты. Круг пострадавших от некачественных поставок расширяется. Помимо наших НПЗ, аналогичные проблемы вскоре могут испытать и предприятия, работающие в странах Евросоюза и Украине. По крайней мере, в концерне «Белнефтехим», ссылаясь на результаты проб, взятых в нефтепроводах, говорят, что черное золото с повышенным содержанием хлорорганических соединений уже начало поступать по трубе на территорию соседей. Наши нефтяники предупредили контрагентов о возможных проблемах и вынужденно приостановили экспорт светлых нефтепродуктов в Польшу, Прибалтику и Украину. Параллельно они пытаются получить ответ на главные для себя вопросы: кто виноват в случившемся и каким образом стране компенсируют многомиллионные убытки?

Устье черной реки

Первым поступление нефти с серьезными отклонениями по качеству ощутил Мозырский НПЗ. Произошло это в конце прошлой недели. Отдельные пробы, которые обязательно берут при получении сырья после транспортировки, показали: имеет место превышение содержания хлорорганических соединений. Причем не на процент-другой, что, в принципе, допустимо, а в сто с лишним раз!

— Опасность этих соединений заключается в их высокой коррозионной агрессивности. Также возможны забивка отдельного теплообменного оборудования и отравление дорогостоящей катализаторной системы, — так чуть позже объяснил главную причину беспокойства наших нефтяников глава концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков.

Наши НПЗ — современные высокотехнологичные предприятия, которые оснащены по последнему слову техники. В этом году должна завершиться их многолетняя модернизация. Поэтому для них хлорный «душ» — это реальный повод для тревоги. Особенно если учитывать, что ремонт уникального оборудования — это не кран в ванной починить, он может растянуться на долгий срок — от полугода и больше. 

— Некачественная нефть может причинить серьезный ущерб оборудованию. Если говорить о денежном выражении, то это как минимум десятки миллионов долларов, а ущерб может исчисляться многими сотнями миллионов долларов, — предупредил глава концерна. 

Мозырь и Новополоцк: реакция на происходящее

А как заводы отреагировали на «сюрпризы» от российских коллег, тем более что сложно понять, программируемые они или же имел место человеческий фактор?

Впрочем, по некоторым данным, виной всему оказалось банальное головотяпство поставщиков — при загрузке нефти в трубу была нарушена технология.

Косвенно на это намекает тот факт, что руководство компании «Транснефть» почти сразу признало отклонение качества нефти официально. В Москве уже идут переговоры на предмет возмещения ущерба. Стороны обсуждают меры ответственности и последующей компенсации понесенных белорусской стороной потерь. Концерн «Белнефтехим» совместно с руководством наших НПЗ и предприятия «Гомельтранснефть Дружба» прорабатывают вопрос выставления претензий «Транснефти» и российским нефтяным компаниям, а также взыскания неустойки в связи с ненадлежащим исполнением российской стороной своих обязательств. Счет может оказаться немаленьким, ведь речь идет о настоящей экономической катастрофе — помимо оборудования НПЗ, после воздействия хлора от коррозии могло пострадать и оборудование нефтепровода.

— Нам важно понять источник загрязнения и определить так называемый хвост, — так прокомментировал ситуацию заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов в перерыве научно-практической конференции «Развитие нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств», которая вчера проходила в Мозыре. — Только тогда можно математически и технически определить, когда к нам будет поступать чистая нефть.

На Мозырском НПЗ уже приняли все меры, чтобы минимизировать последствия от переработки некачественного сырья. А на заводе в Новополоцке успели сделать все для того, чтобы плохая нефть на предприятие не попала. Но, по словам первого заместителя генерального директора — главного инженера ОАО «Нафтан» Григория Пластинина, от черного золота подобного качества все же могли серьезно пострадать установки первичной переработки нефти, которые первыми в технологической цепочке «Нафтана» принимают нефтяное сырье, а также установки гидроочистки, каталитического риформинга, изомеризации бензиновых фракций. 

Чтобы не допустить проблем, здесь решили снизить загрузку мощностей и уменьшить переработку, рассказал и.о. заместителя генерального директора ОАО «Нафтан» по производству Сергей Бурый:

— В субботу, 20 апреля, на предприятии приступили к понижению загрузки первичных установок по переработке нефти, в воскресенье, 21 апреля, мощности пришлось понизить еще на 10 процентов. Сейчас загрузка завода по нефтяному сырью составляет менее 55 процентов от уровня первого квартала 2019 года. Полностью прекращена переработка на установке АТ-8, введенной в эксплуатацию в 2017 году. Российские партнеры обещают сегодня-завтра переключить наш завод на снабжение нефтью через северную ветку. Однако уже можно сказать, что потери для экономики предприятия значительны. 

В минувшее воскресенье в ОАО «Нафтан» состоялось заседание республиканского оперативного штаба по контролю за качеством поставляемого на НПЗ нефтяного сырья. Ведется постоянный мониторинг качества поступающей нефти, особенно ужесточен контроль за содержанием в сырье органических хлоридов. Налажено оперативное взаимодействие с ОАО «Полоцктранснефть Дружба», отслеживается ситуация с качеством сырья по всей системе магистральных нефтепроводов. Следует отметить, что, в отличие от завода в Мозыре, «Нафтан» не является только нефтеперерабатывающим предприятием. Это комплекс четырех производств по выпуску топлива, масел, ароматики и продуктов нефтехимии, который глубоко интегрирован с предприятиями нефтехимической и химической промышленности концерна «Белнефтехим», а также других отраслей Беларуси. На головном предприятии ОАО «Нафтан» находятся в эксплуатации более 50 технологических установок. Плохое качество нефти и наличие в перерабатываемом сырье органических хлоридов, содержание которых в десятки раз превышает нормы, могут не только вызвать повышенную коррозию, но и привести к резкому снижению активности катализаторов, с помощью которых на НПЗ осуществляются технологические процессы.

Фактически речь идет о том, что может быть парализована работа целой отрасли. 

Фильтр для большой проблемы

Интересный вопрос, который, наверное, беспокоит многих: почему из-за грязной нефти снижается экспорт нефтепродуктов? Все очень просто — при сокращении объемов переработки российской нефти приходится жертвовать поставками для сохранения стабильности на внутреннем рынке. Главный приоритет в этом случае — интересы наших потребителей, проблемы нефтяников никоим образом не должны ощущать на себе другие отрасли нашей экономики.

Мозырский НПЗ: оператор установки по переработке нефти во время выполнения ремонтных работ на поврежденном оборудовании.

Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Белорусской нефтяной компании (БНК) Сергей Гриб отметил: контрактные обязательства перед соседями приостановлены до момента решения вопроса с российской нефтью. 

— Сейчас белорусская сторона работает над тем, чтобы в рамках контрактов не последовало санкций из-за приостановки экспорта светлых нефтепродуктов. Но это форс-мажор. Ущерб от приостановки экспорта еще оценивается, — сообщил он. Как долго продлится такая ситуация, специалист предсказать не берется. 

В сложившейся ситуации активнее заговорили о диверсификации поставок нефти. Тем более что уже есть опыт импорта из различных регионов. Вот и БНК рассчитывает, что страна начнет закупать черное золото, альтернативное российскому, уже до конца этого года. Конкретный маршрут поставок будет зависеть от условий, которые дадут сопредельные страны по перевалке и транспортировке. Рассматриваются порты стран Балтии или Украины. 

— Логистика очевидна. Мозырский НПЗ находится ближе к Украине, и не исключено, что нефть будет идти через Украину. А «Нафтан» ближе к прибалтийским портам. Соответственно, логично рассматривать порты Балтийского моря, — пояснил Сергей Гриб. 

При этом есть заинтересованность в покупке портовой инфраструктуры в странах Балтии, через которую планируется обеспечить альтернативные России поставки нефти морским путем. Ключевой момент при решении вопросов, связанных с приобретением портовой инфраструктуры, — возможность того или иного терминала по приемке нефти с моря. Через порты Прибалтики ежемесячно планируется ввозить порядка 200 — 300 тыс. тонн нефти. Какие именно варианты поставок рассматриваются, пока в БНК не сообщили, но на белорусских НПЗ могут перерабатываться 18 сортов нефти. В том числе из Азербайджана, Саудовской Аравии и Нигерии.

Дальнейшие действия наших нефтяников будут зависеть от того, насколько быстро российские партнеры смогут исправить ситуацию и обеспечить поставку нефти согласно контрактным обязательствам. Пока же, исходя из угроз, было принято решение снизить загрузку мощностей по переработке нефти. По состоянию на 21 апреля на «Нафтане» ежедневные объемы переработки снизились с 23 до 12,7 тыс. тонн, на Мозырском НПЗ — с 27 до 18 тыс. тонн. В ход идут старые запасы, некачественное сырье локализовано на технических переходах, продукт выведен из процесса переработки. Проще говоря, потребители могут не беспокоиться — бензин и дизтопливо, которые заводы поставляют в розничные сети АЗС и на предприятия, полностью соответствуют стандартам качества. Но вот локализованные запасы загрязненного хлорорганическими соединениями сырья — это опять же убытки наших НПЗ. Чтобы обработать такое сырье должным образом, впоследствии придется пользоваться специальными дорогостоящими присадками.

ФАКТ

Для оценки ущерба, нанесенного Мозырскому НПЗ из-за поставок загрязненной нефти, привлечены независимые эксперты и специалисты БелТПП.

КОМПЕТЕНТНО

Владимир СИЗОВ, заместитель председателя концерна «Белнефтехим»:

— Дефицит топлива на внутреннем рынке исключен. Необходимые запасы сформированы. Однако в силу высокого спроса во время посевной и внештатной ситуации с поставками нефти экспортные поставки моторного топлива приостановлены. Мера временная, и касается она только моторного топлива. Отгрузка остальных нефтепродуктов осуществляется. 

benko@sb.by

volchkov@sb.by 

kruchenkova@sb.by

sichevich@sb.by

Фото БЕЛТА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter