Как историко-культурное наследие помогает развитию сельских территорий

Выткать узор будущего

Федора Махнова, 285-сантиметрового гиганта, жившего на хуторе возле деревни Старое Село под Витебском, считают самым высоким человеком планеты. Однако населенный пункт прославился не только благодаря выдающемуся гулливеру. В начале минувшего века, к примеру, Старосельская школа ткачества и рукоделия поставляла к российскому императорскому двору льняные скатерти и полотенца. А одним из ее преподавателей был художник Иван Червинко, вошедший впоследствии в авангардное объединение УНОВИС.



ЭТИ любопытные факты мы вспомнили не случайно. Ведь именно они легли в основу готовящегося проекта программы трансграничного сотрудничества Евросоюза, направленной на возрождение школы ткачества в Старом Селе. Важно, что работа эта ведется в русле подписанной недавно Директивы № 6 «О развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли». Ведь она, полагают в Витебском райисполкоме, поможет готовить самозанятых ремесленников, возродит народные промыслы, создаст новый туристический бренд, что в итоге поспособствует развитию сельской территории.

В 1903 году частную ткацкую школу в своем имении в деревне Луки, что рядом со Старым Селом, открыла помещица Александра Острейко. В ней грамоте и рукоделию обучались два десятка крестьянских детей. Александра Андреевна, много времени проводившая в Москве и Европе, заботилась, чтобы технологии и преподаватели были на высоте. Именно она в 1913-м пригласила молодого художника, выпускника Строгановского училища Ивана Червинко. К тому времени ткацкая школа уже перебралась в Старое Село. Переезду поспособствовало знакомство основательницы с выпускницей педагогического училища Анастасией Покровской, чей отец, священник, преподавал в Старосельской церковно-приходской школе Закон Божий. В 1917-м школу преобразовали в мастерскую при местной семилетке, а впоследствии она превратилась в самостоятельное учебное заведение, похожее на профтехучилище. В конце 1920-х профессию инструктора художественного ручного ткачества в ней приобретали более 40 юношей и девушек со всей Беларуси. Их скатерти, рушники, сорочки, пояса, галстуки, пишет в своей готовящейся к публикации книге руководитель народного историко-краеведческого музея Старосельской средней школы Маргарита Юшкевич, продавали в театры и музеи, а также выставляли на ВДНХ, во Франции и других странах:

— По окончании Великой Отечественной школа стала филиалом витебской артели «8 Марта». Ее здание сохранилось до сих пор. Острейко в 30-е годы репрессировали. Ее коллега Покровская продолжила дело подруги. Она умерла в 1962-м. Через несколько лет после этого предприятие в Старом Селе закрылось. О его славной истории напоминают лишь хранящиеся в школьном музее ткацкие приспособления, рушники, рубахи и ткани. Некоторые из раритетов, кстати, изготовлены вручную в конце XIX века.

Программа трансграничного сотрудничества ЕС, которую планируется выполнить с партнерами из Полоцка, Даугавпилса и Паневежиса, предполагает, что экспозиция Старосельской СШ может стать основой более солидного музея. Также, по словам руководителя витебской части программы Валентины Кирилловой, проект поможет развить туристическую инфраструктуру и провести интереснейшие научные изыскания:

— Все знают, что значит вышивать крестиком. Крестик (или своеобразную неделимую единицу матрицы — пиксель) впоследствии УНОВИС превратил в формообразующий элемент супрематического орнамента. Это уникальный переход древней символики в современный код. Такой туристической фишки не найти больше нигде! Пристальнее изучить эту теорию можно по сборнику, изданному Белорусской академией наук в 1929-м. В нем использован материал, который Острейко собрала в окрестностях Старого Села, а 60 рисунков народных орнаментов на страницы сборника перенес художник Червинко.


НО где взять станки и найти преподавателей? Старых мастеров ведь нет. К счастью, уверяет Валентина Кириллова, специалистов в Придвинском крае найти можно:

— Их, к примеру, готовит технологический колледж в Витебске. Одна из его выпускниц работает в Центре народных ремесел Витебского района в поселке Октябрьский. Там имеются станки, созданы программы обучения. Еще важно, что воссоздаваемая школа ткачества не ограничится музейной экспозицией, а на основе историко-культурного наследия станет готовить самозанятых ремесленников, превратится в место, где взрослые жители региона смогут получить дополнительное образование. Опыт фирмы IКЕА, поставившей изготовление традиционных тканых скандинавских половиков на промышленные рельсы, мне кажется, заслуживает внимания.

Впишется ли новая структура в программу домоводства в школе, станет ли частью кружковой работы? Над этим есть время подумать. Главное — идея программы, которая сейчас находится на утверждении в Совмине, замечательная! Предполагается, что в 2020-м ее более подробно и ярко представят 150 ремесленников из Беларуси, Латвии и Литвы, которые соберутся в летнем лагере под Витебском.

КОММЕНТАРИЙ

Жанна ЧЕРКУНОВА, заместитель председателя Витебского райисполкома:

— Проект ЕС, связанный с развитием туризма и ткачества, поспособствует развитию сельской территории, поможет населению решить вопросы занятости и досуга. В нем обязательно будут задействованы средняя школа и школа искусств в Старом Селе. Хотя география, на наш взгляд, должна охватить весь район. Чтобы все его ремесленники имели возможность обучаться и повышать мастерство по различным направлениям: в ткачестве, гончарстве, кузнечном деле, обработке кожи и дерева. Витебский райисполком — непосредственный участник проекта. Мы подавали заявку для участия в нем. Также мы берем на себя часть финансирования, внося 10 процентов от общих инвестиций.

golesnik@sb.by

Фото предоставлено Старосельской средней школой.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter