Валерий Сюткин: «Выступал и там, где печка на сцене стояла»

«Выступал и там, где печка на сцене стояла»

Валерия Сюткина бездорожьем не испугаешь — на этот случай всегда есть трактор
Со «Стилягой из Москвы» познакомилась во время его концерта в Минске. Экс-солист группы «Браво» создал узнаваемый образ легкого и беззаботного человека. Ну а в реальной жизни прошел через многое: был грузчиком, сторожем, поваром и барменом, руководил эстрадным отделением одного из московских вузов... Валерий СЮТКИН, считающий своим талисманом оранжевый галстук, рассказал «СГ» о своей службе в армии, работе, никак не связанной с музыкой, и музыке, которая уже не работа, а смысл жизни.


Валерия Сюткина бездорожьем не испугаешь — на этот случай всегда есть трактор

— Валерий Миладович, в нашей стране сейчас идет призывная кампания. Вспомните далекий 1976 год, когда попали в Спасск-Дальний для прохождения службы. Захотели получить навыки романтичного летного дела или просто не смогли «откосить»?

— После окончания школы долго не мог выбрать, чем же заниматься. И поскольку впереди светила служба в рядах Вооруженных Сил (а отсрочки тогда не было в принципе), решил: лучше отдать долг Родине, как бы это высокопарно ни звучало. Я понял, что не хочу бегать до 27 лет, хочу отслужить и забыть. Попал в воинскую часть 62546 ВВС Краснознаменного Дальневосточного военного округа в город Спасск-Дальний, что между Хабаровском и Владивостоком, стал после авиационным специалистом. Ансамбль части «Полет» гремел на весь Приморский край. Помимо того, что мне приходилось обслуживать самолеты, три раза в неделю с коллективом играл в местном Доме офицеров, мы также «озвучивали» свадьбы, танцы, даже похороны. Кстати, барабанщик, который играл со мной последние полгода службы, сейчас выступает с Владимиром Кузьминым. А незадолго до моего поступления в ряды Вооруженных Сил в этой же части служил и пел в этом ансамбле всем известный Алексей Глызин. Все духовики – трубачи, саксофонисты, — игравшие у нас, позже попали в профессиональные коллективы. Вот такая кузница кадров. 

— В одном из интервью вы обмолвились, что при выборе очередной профессии руководствовались одним условием — иметь как можно больше свободного от работы времени. А какая все-таки первая запись в вашей трудовой книжке?

— Еще школьником все летние каникулы проработал продавцом-консультантом. Помню, смог купить себе тогда чешскую барабанную установку. Уже в 14 лет у меня в юношеской голове плотно засела мысль о плюсах самостоятельной жизни. А первая официальная запись в трудовой: московский ресторан «Украина», ученик повара. Советское время, закон о тунеядстве… Это не был такой уж осознанный выбор, просто нужно было где-то работать. Я зарабатывал деньги и видел в этом только плюсы: погрузил 400 мешков на Белорусском вокзале – свободен. Ненормированный рабочий день меня устраивал. Попробовал себя и в роли бармена, проводника вагонов зарубежного сообщения, хотел посмотреть мир немножко. Еще играл на танцах и этим зарабатывал себе на жизнь, пока не получил в 1983 году приглашение со всем своим ансамблем «Телефон» от Кировской филармонии. Так стали профессионалами.

— Отыграть концерт, держать внимание зрителей от первой песни до последней – дело непростое. Какие уловки используете, чтобы зал не заскучал?

— Впервые гитару взял в руки в 1972 году. За эти тридцать с лишним лет песен спел и написал… Но плей-листа, которым руководствуюсь во время концерта, у меня нет. Понятно, что мы приблизительно знаем, с чего начнем и чем закончим. Но с музыкантами список не составляем – он у меня в голове. Я сам чувствую, какую песню нужно исполнить в определенный момент… 

— А как же вас понимают участники коллектива?

— По намекам… Так, недавно на одном из концертов решил исполнить «Ленинградский рок-н-ролл», который лет пять не пели. Повернулся к гитаристам, а те даже тональности не помнят. Тогда просто начал, и они подхватили. Вообще, у нас песни короткие – это достоинство. А главный недостаток – их очень много. Там, где обычно за двухчасовые концерты играют двадцать композиций, мы — не менее тридцати так уж точно. Могу сказать, что главный недочет у большинства групп – эффект длинной песни. На пятой, шестой привыкаешь к одному звуку… Поэтому мы применяем «приемчики», которыми никто не владеет. Можем сыграть, например, «Ребята 70-й широты» Станислава Пожлакова, это тоже бит, только комсомольский. Но он дает совершенно иное звучание, создается впечатление, что концерт пошел уже в другую сторону. 

— Как думаете, классический рок-н-ролл – музыка для всех поколений?

— Я не видел ни одного человека, которого бы не зацепил рок-н-ролл. Причем принимается хорошо людьми самых разных возрастов. Я допускаю, что молодежь моей фамилии не знает, ведь принадлежу к той возрастной группе, когда девушки, за которыми когда-то ухаживал, потихоньку начали умирать (цитирую Жванецкого). Но если говорить без ложной скромности, мы лучшие в своем стиле. Таких ансамблей у нас в стране три-четыре, и мы точно входим в этот список. 

— С ансамблем «Браво», а теперь с группой «Сюткин и Ко» вы гастролировали в Польше, Германии, Дании, Вьетнаме. А были в ваших ранних турне отдаленные деревни? 

— Первые пять лет своей профессиональной деятельности я работал в таких местах, где печка на сцене стояла. Нас трактором туда доставляли, на машине не добрались бы. Карту Кировской области, кстати, помню до сих пор — мы ведь с нашей командой успели объехать самые глухие уголки. А с другой стороны, у нас «на разогреве» была западная знаменитость Том Джонс. Так получилось, что он  должен был улетать (выступали в одном концерте), и нас поменяли местами: Том пел первым, мы – за ним. Ничего, справились, никто с концерта не ушел. Выступали и со Стингом, на корпоративах. Вообще, могу выступать и без аппаратуры: зависнет фонограмма — все равно концерт отыграю. Ведь задача не «срубить бабла», как водится у некоторых наших поп-звезд, а доставить людям удовольствие. А вот цель – заработать (смеется. – Прим. авт.). В своей гастрольной жизни чего только не видел: и протекающий потолок, и проваливающуюся сцену… Поэтому, когда мне говорят, что нужно ехать петь к черту на кулички, особо не переживаю, готов ко всему. Да и рады мы любому зрителю. 

bizyk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter