Белорусскую интеллигенцию можно изучать на примере российской – там сейчас все то же самое, но выпуклей

Выступает образованщина

Профессор РАН Андрей Десницкий известен малому числу широкой публики по урокам библеистики. Разным переводам одного и того же. Тонкостям огласовки слогов и посрамлениям не умеющих читать на древних языках оппонентов.

Это вообще в последнее время стало модным среди некоторых, получивших научные степени: идти в ютуб. Где и зарабатывать деньги своим собственным умом. Не только же сладострастным знатокам это делать, право слово.  

Но вот ведь какая беда, свойственная, впрочем, многим интеллигентам, образованцам и даже людям действительно ученым. Как только доктор философских наук отрывается, скажем так, от жены Лота и желает произнести нечто на злобу дня, огласовка его сильно подводит.

«Я убежден, – убежден Десницкий, – что запрещать можно только два вида высказываний: разглашение информации, если она секретна и человек это осознает (гостайны, банковский код, рецепт изготовления взрывного устройства), и прямые призывы к насилию».

Это он насчет российских иноагентов и белорусских экстремистов. Которым – как медиа, так и физическим лицам – видите ли, затыкают рты. А не должны этого делать, убежден убежденный.

В этой его логике отрицать Холокост можно. С любой степенью публичности. Смеяться над геноцидом белорусского народа или населения Донбасса – сколько угодно. Хоть со сцены, хоть с федерального телеэкрана. А еще дозволяется желать своей стране поражения, в критическое время сеять панику, всегда и везде искажать историю своего народа… в общем, быть тем самым «истинным демократом», каким его профессор себе и представляет.

Хотя «истинный демократ» (возьмите… да хоть Зеленского) при жизни кардинально, можно утверждать, отличается от того «сферического коня (зачеркнуто) демократа в вакууме», образ которого трепетно носят в своей голове отдельные ученые, интеллигенты и образованцы.

Помню, один белорусский историк громко утверждал очевидное: «Бчб-флаг ни в чем не виноват!» Пока его тихонько не спросили: а кто тогда? Может, те, кто за научной объективностью скрывают нежелание выбрать сторону? И даже, если выразиться точнее, желание утаить свой выбор?

Образованщина выступает на теле страны, как испарина при болезни. Свидетельствуя ту степень лихорадки, которая приводит к выздоровлению.

***

Нынешняя ситуация в России дает возможность оценить и белорусские реалии, которые у нас были выражены не столь ярко. Не столь отчетливо, как это происходит на фоне специальной военной операции. Отчего нам и следует учиться, глядя на происходящее у братьев-соседей.

В Беларуси, правда, не было институтов имени гайдаро-чубайсов. Не было псевдонаучных образовательных учреждений, созданных соросятами и даже самим Соросом. Не было… много чего не было, чего было в России.

Что не помешало нам ликвидировать три с половиной сотни подрывных структур «гражданского опчества» (разных НКО-НГО-НПО, фондов, инициатив, суполак и прочего работавшего на заграницу мусора) и заставить самоликвидироваться еще две с лишним сотни (данные на начало 2022 года).  

На этом фоне дела в России на середину 2022 года выглядят так: «В списке иноагентов, начиная с 2013 года, 253 записи: 162 – СМИ, в том числе физлица-СМИ, 70 – НКО, 8 – Объединения, 13 – Физлица». Причем более 70% (180 записей) сделано за два последних года, 2021-2022-й (101 иноагент и 79 соответственно). Это к вопросу о том, учатся ли соседи на нашем примере – учатся.

Иноагент в России – это примерно, как экстремист в Беларуси. Две с половиной сотни у них против пяти с половиной у нас. Учитывая разницу в масштабах, соседи, можно сказать, еще только начали полоть.

Директор Института России при King's College London Сэм Грин утверждает: «Более мягкая, чем в Беларуси, система контроля над СМИ в России создавала «серую зону», которая не была ограждена от оппозиционного контента, но в то же время позволяла Кремлю доносить свой месседж до широкой и более независимо настроенной публики». Понимаете, о чем речь?

О том, что простотутки – это для государства хорошо. Им (в них) можно сливать то, что накопилось. В Кремле, например. И ожидать, что они это не выплюнут, а донесут до своих широких масс.

«Полностью выталкивая независимую журналистику из легального поля, – пугает Зеленый Сэмен, – Кремль движется к ситуации жесткой поляризации, в которой его влияние ограничивается лишь априорно лояльными контингентами, а независимая журналистика радикализуется».

И ведь этим же самым год назад из-за океана пугал и нас в Беларуси («Горе без ума», 23.07.21, «СБ. Беларусь сегодня») бывший гродненец и настоящий предатель Серж Харитонов! Ровно такой же стращал «радикализацией демократического движения». И – где?

Оказалось, нету никакого «демократического движения». А на самом деле есть или экстремисты с террористами (ну, пусть иноагенты, как хотите), или беглая слякоть.

Один в один, как оно теперь случилось и в России.     

***

А знаете, как на «демократическом» именуется тот простой факт, что патриоты остаются родину защищать, а коллаборационисты, предатели, вредители, полицаи, подпевалы, подголоски и подстилки – бегут?

«Стремление Патрушева и его «партии Совбеза» максимально ограничить влияние «системных либералов» – контрэлиты, стремящейся перехватить командные высоты у «патриотов-государственников». Считается, что именно эта группа стоит за «выдавливанием» А. Чубайса, В. Юмашева и всей ельцинской «Семьи» из российской политики. Она же стимулировала массовый исход из бизнеса «олигархов» ельцинского периода, попавших под западные санкции (П. Авен, В. Алекперов, А. Бокарев, М. Фридман и др.)».

То есть дело не в патриотизме и государственности, а в тупом стремлении к власти. Они просто меряют по себе, вот и все.

«Перед В. Потаниным поставлена задача перехватить «Русал» у О. Дерипаски с целью «выдавливания» последнего из бизнеса и лишения «Семьи» источников финансирования» – и в бабках, конечно же. Они бы именно так себя и вели.

И вот это – уровень оналитики ведущего соседского либерального Telegram-канала, «формирующего информационную повестку». Вернее, пытающегося продать вот такие стремления и помыслы – и элитам, и народу. И простым читателям, и принимающим решения.

Исказить смыслы. Подменить понятия. В этом – цель, суть существования, сверхзадача.

Это даже не оналитика. Это и есть враждебная пропаганда. Которой, по словам многих и многих образованцев, интеллигентов и таких ученых, как Андрей Десницкий, ни в коем случае нельзя затыкать рот.   

«Обсуждают, как надо наказывать за идиотские и людоедские мнения. [В России] собираются лишать за это гражданства, – жалуется Десницкий. – И тогда опять победит Дракон».

В этот момент московский доктор философских наук один в один повторяет белорусскую недоучку Ольгу Чекулаеву («Больные драконы», 09.04.22, «СБ. Беларусь сегодня»), соратницу серого кардинала провалившегося мятежа Павла Данейко. Та тоже все хочет выйти на битву с Драконом – и все не знает, куда кричать.

В критическое время жизни государства лишать гражданства предателей, паникеров, дезертиров, сеятелей слухов, идеологических подрывников и прочий недотянувший человеческий материал – это нормально.

Это даже милосердно, потому что правильнее таких сразу расстреливать, что на круг выйдет гуманнее.

***

Любой профессор должен, прямо-таки обязан доходить до таких умозаключений сам. Своим собственным умом. Вспоминая ну хотя бы приказ № 227.

Если он этого не делает, то не делает осознанно.

«Цензура в действии!» – оповещает своих Галина Юзефович, преподаватель ВШЭ (откуда родом уголовник Болтунец и Суздальцев-хлус) и обозреватель «Медузы» (иноагент). «Мой прогноз в том, что так оно и будет: репрессии не массовые, но достаточно убедительные для того, чтобы запустить механизмы самоцензуры у издателей, книготорговцев и библиотекарей».

То есть то, что в Беларуси мы уже прошли, а именно: нетерпимое отношение активистов подлинного гражданского общества к печатанию и распространению не только экстремисткой, но и расшатывающей устои общества литературе – этот процесс, видимо, неизбежный и в России, Юзефович спешит назвать «самоцензурой у издателей, книготорговцев и библиотекарей».

Зачем? А чтобы отвести беду стороной: к чему, мол, стараться, ноги бить, коли оно и так… само… очистится… ничего и делать не надо... Но стоит лишь зайти в любой книжный магазин златоглавой (или, например, в издательство «Время» белорусских пастернаков), как с порога становится понятно: работы – непочатый край. Полоть и полоть.

И – да, это будет цензура. И – да, репрессии. Ибо обществу – что российскому, что белорусскому – пора вернуться к простым, как хлеб, истинам. К гайдаровскому (настоящему!) Мальчишу-Кибальчишу, к его отцу и братьям. А от Плохишей избавиться, пока они буржуинам не сдали все.

И если уж мы начинали с библеистики, вернуться к библейскому: «А иже аще соблазнит единого малых сих верующих в Мя, уне есть ему, да обесится жернов оселский на выи его, и потонет в пучине морстей».

Вся либералистическая рать – от отдельных блогеров, или ученых, или ученых-блогеров до новых медиа типа закрытых недавно иноагентов в России и экстремистов в Беларуси, от влиятельных и не очень Telegram-каналов до отдельных ЛОМов (лидеров мнений) и селебритиз (звездуль), – вся эта конница занята именно тем, что соблазняет малых сих. Простых доверчивых людей, население своей страны, свой народ.

Значит, надо все же надеть им на выи (шеи) мельничный жернов (каждому и каждой) и помочь утопиться в пучине морской. Сделать это и в России – и обязательно в Беларуси. Может, даже и раньше всех – а остальные пусть по-прежнему смотрят и учатся.

Уж простите, накипело.

mukovoz@sb.by

https://t.me/nakipelo_by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter