Выстрелили в самолёт попали в...

С момента предыдущего поста я в немалой мере посвятил изучению материалов по понятным причинам турецких и посвящённых сбитому турецкими ВВС российскому бомбардировщику
Друзья!

Двухдневную паузу с момента предыдущего поста я в немалой мере посвятил изучению материалов СМИ, ТВ-сюжетов, публикаций блогеров и так далее, по понятным причинам турецких и посвящённых сбитому турецкими ВВС российскому бомбардировщику.

В итоге вопрос, который я хотел бы предложить к обсуждению разбивается на две составляющих:

1) непосредственно сам инцидент,

2) его возможные последствия для российско-турецких отношений.

Что касается первого, то в настоящее время было ли или не было ли пересечение турецкой границы со стороны российского самолета, людей в Турции интересует всё меньше и меньше. Прежде всего потому, что даже если оно и было, то исчислялось секундами и, согласно всем виденным мною оценкам, составляло менее или около 20 секунд траектории самолёта, уже шедшего на аэродром.


«Вы как сюда попали?» - «Пришли защищать туркменов. Где туркмены?»

Турецкий журналист Умут Кыванч, издание «Радикал», приводит любопытную статистику: в 2014 году ВВС Турции нарушили воздушное пространство Греции 1017 раз (!). Приблизительно по трёхстам из них две страны ведут дипломатические баталии «на перьевых и шариковых ручках». Среднее количество нарушений границы в настоящее время насчитывает около 40 в день.

Из чего органично вытекает следующий вопрос: насколько пропорциональным выглядит турецкая реакция и как всю цепочку согласований удалось «провернуть» буквально за десятки секунд. Вчера по ТВ мне довелось слышать мнение официальных лиц, что правила на турецко-греческой границе одни, на границе между Турцией и Россией по Чёрному морю – другие, и совсем уж третьи (читай, предельно жёсткие) – на границе между Турцией и Сирией.

Для всех очевидно, что если есть вероятность попасть в российский (а не в сирийский самолёт) последствия могут такими, что, невзирая ни на какие инструкции, даже предельно конкретные и подробные, окончательное решение открывать огонь на поражение принимает политическое или армейское руководство. Отметим, что до настоящего времени никто в Турции, включая президента, премьера, глав Генштаба или ВВС не сказал, что «да, это было мое решение и указание пилоту».

Второе. В комментариях к своему предыдущему посту я с интересом, переходящим в недоумение, столкнулся с отдельными выразителями мнения, что «турки ударили по самолёту и в ус не дуют», а Россия, мол, не знает, что делать: не начинать же войну! Про экономику и про те прочные торгово-экономические связи, которые связывают две соседние страны, написавшие благополучно забыли.

Напомню, что Турция для России – устойчиво состоит в пятёрке крупнейших зарубежных торговых партнёров (дальнее зарубежье), а, в свою очередь, Россия для Турции – первая или вторая. Год от года объёмы торговлю немного меняются.

Возможные неприятности турецкое бизнес-сообщество начало просчитывать сразу, как только прошла новость. И подсчёт этот, на случай полноценной торговой войны - неутешительный. Российский энергетический и сырьевой экспорт в Турцию – естественный, то есть необходимый, от которого туркам нельзя отказаться. Замещать российский газ попросту нечем, даже если «Газпрому» придёт в голову перекрывать вентиль. Предваряя вопрос сообщу – не придёт, что очевидно обеим сторонам.

Зато турецкая продукция уже начала блокироваться на российской таможне. МИДом РФ озвучена настойчивая рекомендация туроператорам заморозить турецкое направление.

Печально констатировать, но это вряд ли разовые акции, скорее они будут носить среднесрочный, может и долгосрочный, то есть системный, характер.


«Вон та чёрная дыра, пусть будет нашей?» - «Хорошо...»

Почему печально? Потому, что турецкий бизнес, профессиональный и хорошо зарекомендовавший себя в России по целому ряду направлений, оказывается заложником сложившейся ситуации. По самым скромным подсчётам в России работает около 80 тыс. турок. А взаимные инвестиции? А совместные предприятия? А гуманитарные связи? А смешанные семьи, в конце концов?

Как раз наглядный пример того, что случается, если телега оказывается запряжённой впереди лошади, то есть политические и идеологические мотивы начинают давлеть над экономической и всякой другой житейской целесообразностью.

Грустно это все, однако... Наблюдать, когда по живому режут то, что создавалось последние несколько десятилетий с большим трудом, преодолевая застарелые взаимные обиды...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter