Выстрел в небо

О сезоне весенней охоты

У меня есть приятели: охотник и эколог. В чем–то очень похожие люди. Пытался их познакомить и завязать дискуссию о нашей природе. Не вышло: они просто отказались пожать друг другу руки...


...Не так давно стартовал сезон весенней охоты. Охотники достали ружья и отправились добывать гусей. Белолобых, серых, гусей–гуменников. Днем, с подхода, из засады, с подманиванием, с подсадными гусями и чучелами. Впереди — несколько месяцев стрельбы. В первую субботу апреля можно будет поднять ружье и на уток.


На охотничьих форумах в Интернете радовались еще в конце февраля: «Гусь пошел!». Между тем в одном из блогов я нашел любопытную информацию: украинские экологи собирают подписи и высылают открытые письма в адрес белорусских специалистов, занимающихся охраной природы. Содержание примерно такое: весенняя охота — это варварство. Из всех европейских стран она разрешена лишь в нашей стране и России. Подобные «ноты протеста» прилетают и из других государств. Откуда такой живой интерес?


Директор общественной организации «Aхова птушак Бацькаўшчыны» Виктор Фенчук так обрисовал ситуацию: «С инициативой закрыть весеннюю охоту выступили мы. Уточню: не хотим запретить охоту как таковую. Только весной, на мигрирующих птиц. За три месяца собрали 15.000 подписей в свою поддержку».


Проблема, замечают экологи, в географии. На зимовку гуси обычно останавливаются в Западной Европе, а гнездиться предпочитают в России. На своем пути транзитом пролетают через нашу страну — так предписывает инстинкт. Но встречают птичек отнюдь не хлебом–солью. Траекторию их полета пересекает ружейный огонь.


Специалисты сетуют, что охотники, выезжая на природу, причиняют гусям немалое беспокойство. А им ведь надо отдохнуть и накопить жировой запас, чтобы позже высидеть потомство. Но самое печальное в том, что численность самого популярного у охотников вида водоплавающей дичи — кряквы — за последнее время резко снизилась. Сейчас, по некоторым данным, всего 60.000 — 100.000 пар. А охотников ведь 150 тысяч...


Что ж, конфликт разгорелся не на шутку. И идти на уступки обе стороны явно не готовы.


Сотрудник сектора охотоведения и ресурсов охотничьей фауны Научно–практического центра НАН по биоресурсам Владимир Бычков категоричен: «Никто не собирается нарушать традиции из–за недовольства отдельных личностей, никогда не державших в руках ружье».


И другие охотники к инициативе экологов относятся с иронией. Говорят, что в России, куда в итоге прилетят птицы, их все равно перестреляют.


...Примерно год назад по одному из телеканалов показали горячий репортаж: иностранцы приехали в нашу пущу. В кадре мелькали крепкие мужики из Голландии и Англии. В новеньких «алясках», с горящими глазами. Они целились в диких кабанов, а один, «снайпер», даже подбил лося. Показали процесс «смачно», профессионально.


На следующий день в редакцию звонили читатели. Те, кого иностранная охота задела за живое.


— Понимаете, это экономически выгодно, — робко оправдывал я коллег–телевизионщиков. — Чем больше туристов приедет к нам пострелять, тем больше в итоге денег пойдет на развитие охотугодий.


Кто–то посетовал на то, что мы оторвались от корней. Припомнил Гусовского, который восхищался не охотой как таковой, а великолепием «зубра–ратоборца». Но сейчас в моде другие сюжеты. И проблемы экологии, если на ней нельзя заработать, мало кому интересны.


...Мои приятели снова по разные стороны природной баррикады. Один наверняка поставил свою подпись за отмену весенней охоты. Сейчас в какой–нибудь отдаленной дубраве изучает повадки дикого мира.


А второй пробирается сквозь непролазные кусты и готов в любой момент вскинуть ружье, нажать на курок. Глупо его осуждать и давить на совесть.


Как и обвинять «зеленых» в том, что, получив долларовые гранты за границей, они бессовестно продвигают свои корыстные проекты (так выражались некоторые уважаемые специалисты, отстаивающие право на стрельбу). А может, хватит навешивать ярлыки и сталкивать эстетику наблюдения за природой с правом на пользование ею? Ничего путного из этого не выйдет. Эти два полюса вполне могут работать вместе.


...А пока эколог и охотник, насупившись, по–прежнему бредут лесными тропами в разные стороны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter