Выстрел в голову

В американском штате Аризона прошли похороны самой юной жертвы стрельбы в Тусоне — девятилетней Кристины Грин...

В американском штате Аризона прошли похороны самой юной жертвы стрельбы в Тусоне — девятилетней Кристины Грин.


Рожденная 11 сентября 2001 года Кристина была застрелена в минувшую субботу, когда пришла вместе с родителями на встречу с членом конгресса Габриэль Гиффордс. «Ее жизнь началась с трагедии 11 сентября и закончилась трагедией в Аризоне», — сказал отец погибшей. Жертвами этой бойни, напомню, стали шесть человек.


Между тем Барак Обама нарушил негласное табу и заговорил об ответственности политиков за то насилие, которое творится в обществе. Выступая на траурной церемонии, Обама вдруг начал говорить о том, что политические дебаты и разногласия в американском обществе стали слишком острыми. Он призвал политиков задуматься над тем, что и как они говорят. А также призвал американский народ к единению несмотря на то, что страна расколота на демократический и республиканский лагерь, противоречия между которыми становятся все более непримиримыми. «Важно, чтобы мы на мгновение остановились и убедились в том, что мы говорим друг с другом так, чтобы наши слова помогали, а не ранили», — добавил президент.


По сути, это косвенное признание в том, что негатива стало слишком много на самом верху американского общества. Журналисты в связи с этим припоминают агрессивные действия бывшего губернатора Аляски Сары Пейлин, на которую обозреватель New York Times лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман возложил вину за создание в стране «климата ненависти». Пейлин вывесила в социальной сети Facebook карту и пометила на ней кружочками с крестиком посередине 20 избирательных округов, которые представляли в конгрессе наиболее уязвимые политики–демократы. Многие люди приняли тогда эти символы за мишени.


Симптоматично, что и бывший президент США Билл Клинтон не стал сваливать вину только на сумасшедшего одиночку, но призвал сменить политический климат в Америке. «Этот случай еще раз подтверждает, что наши политические различия не должны превращаться в демонизацию. Если ты не согласен со мной, ты плохой американец», — добавил Клинтон.


Так где же выход? В общественном согласии. Во всяком случае, в мире есть примеры, когда пацифизм и философия ненасилия привели к благополучию и демократии. Например, Махатма Ганди создал такое государство, которое сейчас занимает лидирующие позиции в мире. Но нет еще ни одного примера, когда насилие помогало построить цивилизованное общество.


Кстати, не только Билл Клинтон, но и многие рядовые американцы сегодня понимают, что волна серийных стрелков, как правило, молодых людей, расстреливающих всех подряд — одноклассников, людей на автозаправке, конгрессменов, — неслучайна. Это нельзя объяснить только сумасшествием, тем более что во всех странах процент сумасшедших людей примерно одинаков. Любой психоаналитик объяснит, что низы бессознательно всегда «зеркалят» верхи. И стараются подражать им, особенно если выброшены на обочину жизни. Там, где государство ударяет по правой щеке, его ударяют по голове. Что и доказал в прямом смысле слова 22–летний Джаред Лофнер, выстреливший в голову конгрессмену Габриэль Гиффордс.


В редакционной статье «Политика Дикого Запада» Guardian подводит итог: «Небольшая, но существенная группа таких людей готова на убийство ради реальных или воображаемых политических движений или институтов, в которых они видят для себя угрозу».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter