Выставлено на продажу

«Местечковое кабаре» — наш пример прибыльного искусства

На вопрос о том, может ли театральное искусство быть прибыльным, в театре имени Янки Купалы уверенно отвечают: «Да».

Сегодня драматические театры все чаще замахиваются на нечто, похожее на мюзикл, музыкальный концерт и, проще, музыкальный спектакль. Такие работы очень востребованы публикой. Во всех театрах сейчас есть множество актеров молодого поколения, которые хорошо поют и танцуют, участвуют в телерекламе, работают телеведущими, успешно выступают шоуменами на клубных площадках и даже создают модные музыкальные группы.

Иногда эти личные пристрастия и интересы плохо пересекаются с профессией серьезного драматического актера. Винить за это никого нельзя. Такова радость самостоятельного выбора. Актер театра — профессия зависимая. Он всегда лишь исполнитель чужой воли и обязан играть с полной отдачей сил и таланта, но кое-кому хочется уйти в свободное плавание и при этом кое-что дополнительно заработать.

Сегодня мир открылся для театра. Можно много ездить, играть на других сценах, участвовать в антрепризе, выступать в ночных клубах. И если какой-нибудь невоспитанный подвыпивший посетитель выкрикнет из-за столика заслуженному или народному: «Эй, артист, давай спляши», тот должен подавить в себе амбиции, забыть, что играл Макбета, Гамлета или дядю Ваню, и вообще никогда не вспоминать с ужасом о «жизни человеческого духа».

Находясь вне своего дома, театр имени Янки Купалы не растерялся, даже укрепил свои позиции. Он стал веселым, музыкальным, дорогостоящим, беспроблемным. Последняя его премьера «Местечковое кабаре» — грамотно просчитанный рыночный продукт. Это пример того, что театр не убыточное предприятие и может зарабатывать деньги. Блестящая работа театрального менеджмента выполнена в форме концерта, легко адаптируется в гастрольную поездку, к любой сценической площадке и в любой корпоратив. Даже легко поддается сокращению по времени. Можно играть не все заявленные 16 номеров. Достаточно, например, ограничиться бардом Виктором Шалкевичем, фантастическим соло Павла Харланчука или веселым еврейским дуэтом в исполнении Виктора Манаева и Сергея Журавля.

Вообще-то, слово «кабаре» происходит от французского «кабачок» и, кроме увеселения в питейном заведении, поначалу предполагало участие поэтов и музыкантов-виртуозов. Со временем «кабаре» стали называть рестораны с эстрадной программой и даже своеобразные концерты-состязания.

Купаловцы слегка перестраховались, назвав это французское изобретение — кабаре — местечковым. Такая, на всякий случай, скидка на бедность. Если что не так, вы нас извиняйте. И напрасно. В наших местечках жизнь поскучнее, платья похуже, музыканты попроще. Купаловский спектакль не грешит плохим вкусом или эстрадной пошлостью. Все здесь на полагающемся уровне. Без переборов и даже с милой самоиронией. Одаренные актеры — существа самолюбивые. Почувствовав успех, они обретают внутреннюю свободу и способность импровизировать, сколько хочется. Клубная публика даже может им подпевать: в программке приведены тексты «Польки», «Встречи в кафе», «Цыганского романса». Караоке может отдохнуть.

Отличная музыкальная подготовка купаловцев даже сделала возможной постановку не только кабаре, но и варьете, оперетты, рок-оперы, мюзикла, что, конечно же, составит конкуренцию отечественным музыкальным театрам. Свой хороший профессиональный оркестр играет «вживую» здесь же, на сцене. Артисты могут петь с микрофоном и без. Кому-то может и не понравится, что изменился масштаб того, что называют театральным событием. Но билетов на «Местечковое кабаре» не достать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter