Выставка графика Сергея Баленка проходит в Минске

Не успела закрыться выставка белорусского графика Сергея Баленка «Да, мы знакомы!» в галерее «Артель», как открывается экспозиция его офортов «Еще одна луна» в Мемориальном музее-мастерской Заира Азгура. Поклонники искусства Баленка ломают голову, чем еще их удивит этот уникальный художник, отметивший 31 мая свой 64-й день рождения.


Как и Валентин Губарев, Баленок пришел в «высокое искусство» из книжной графики, но, в отличие от живописца Губарева, остался верен строгому лаконизму офорта. Губарев — рассказчик, Баленок — охотник за метафорами. Каждая его гравюра — это знак, снабженный словесными подсказками. Например: «В свете ночных фонарей, тихо шелестя, шуршали обрывки ненужных воспоминаний...» Или:  «…Так, немного о каждом будущем…» Или: «М-да, последний единорог...» 
Художник тщательно продумывает эти микроскопические эссе: «Хорошо написать — это очень большой труд. Одну строчку пишешь, как картину. Чтобы интересно было, и сама фраза звучала…»

Впрочем, при расшифровке его офортов эти подсказки не очень-то помогают. Нужно долго вглядываться, вчувствоваться и вдумываться, чтобы уловить суть.

Его гравюры всегда печальны. В них нет ничего от карикатуры и комикса. Быть может, потому — а также благодаря беспрецедентному мастерству рисовальщика — Баленок заслужил репутацию одного из лучших белорусских графиков XX-XXI века.
 
Большое счастье, что мы можем видеть его работы здесь, в Минске. Ведь многое из того, что он сделал, уже разлетелось по музеям и частным коллекциям мира. Его творчество напоминает нам о том, что в мире есть иные ценности, кроме простейших материальных благ. И главная из них — свобода духа и самовыражения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter