Высший пилотаж

В почетном эскорте расстояние между мотоциклами не больше ширины ладони
В почетном эскорте расстояние между мотоциклами не больше ширины ладони

Элитное специальное подразделение дорожно-патрульной службы “Стрела” МВД Республики Беларусь в узком профессиональном кругу иногда для краткости называют “Эскортом номер один”, но немногие знают, что задачи, которое оно решает, не ограничиваются только сопровождением почетных гостей и высших должностных лиц нашей страны.

Создавалась “Стрела” в 1993 году после обретения Беларусью суверенитета, когда встал вопрос о торжественной встрече глав делегаций иностранных государств. В международной практике такие церемонии обязательно предполагают эскортирование почетных гостей кортежем мотоциклистов и являются своеобразной визитной карточкой страны.

Правда, новое спецподразделение не имело тогда собственного названия, официально “Стрелой” оно стало называться в 2001 году, а звучное имя родилось из радиопозывных его экипажей.

Начиналась служба эскортирования в Беларуси с полутора десятков сотрудников под командой полковника милиции Михаила Свистуна. Их средствами передвижения были не очень маневренные тяжеловесные мотоциклы “Урал” и автомашины ВАЗ-2109.

Первым высокопоставленным гостем Беларуси, которого эскортировала “Стрела”, был тогдашний президент Польши Лех Валенса. Польский гость обратил особое внимание на слаженную работу участников эскорта, сам прокатился на одном из “Уралов” и сфотографировался на память с белорусскими офицерами...

С той поры много воды утекло. Сегодня “Стрела” имеет солидную материальную техническую базу, а основу ее автопарка составляют специальные автомашины “Форд Мондео” и мотоциклы “Ямаха”. И хотя не все успехи сотрудников “Стрелы”, которые также обеспечивают самые масштабные  международные и республиканские мероприятия — “Славянский базар”, “Дажынкi” и т. д., — в силу специфики работы попадают в печать, но и те факты, что известны, впечатляют: за два десятилетия работы сотрудники “Стрелы” раскрыли более 500 преступлений, задержали около 7 тысяч пьяных водителей и более 14 тысяч тех, кто управлял авто без прав.

Второй год спецподразделением “Стрела” командует полковник Андрей Чернявский (на фото). Опытный офицер, прошедший хорошую школу службы в органах внутренних дел: несколько лет он руководил одним из районных отделений ГАИ УВД Миноблисполкома и спецподразделением УГАИ Минской области.

— Андрей Вячеславович, осенью я был в рейде с одним из экипажей “Стрелы” и впечатлен высоким профессионализмом офицеров. Каковы критерии отбора сотрудников  в подразделение и как они совершенствуют свое профессиональное мастерство?

— Критерии отбора довольно жесткие. Во-первых, кандидат должен иметь высшее юридическое или техническое образование, водительские права категории  А, В, С и стаж службы в ГАИ пять лет или не менее десяти лет  в каком-либо другом подразделении милиции. Во-вторых, будущий сотрудник должен пройти тщательный медосмотр и психологическое тестирование. Когда мы убеждаемся, что кандидат нам подходит по всем параметрам, начинается его подготовка. Чтобы начать работать в эскорте, новичок, как правило, готовится весь сезон — с ноября по октябрь. Тренировки довольно сложные, за одно занятие наши сотрудники наезжают на мотоциклах до трехсот километров. Но без этого невозможно добиться необходимой слаженности, ведь при движении и перестроениях в почетном эскорте расстояние между мотоциклами часто бывает не больше ширины ладони. Такая езда на мотоцикле — как высший пилотаж в авиации.

Кроме того, поскольку мы контролируем работу коллег из подразделений территориальных ГАИ, значит, и в остальных профессиональных вопросах должны разбираться на порядок лучше. И объективно это так, наши офицеры каждый год участвуют в республиканских смотрах-конкурсах профессионального мастерства среди инспекторов ДПС ГАИ и постоянно занимают призовые места. То же можно сказать и о физической подготовке, о чем свидетельствуют результаты нашего участия в ежегодной спартакиаде МВД Беларуси.

— А что самое сложное в вашей работе?

— Наши сотрудники несут службу в круглосуточном режиме и в любой момент готовы к выполнению текущих оперативных задач. Думаю, самое сложное — психологическая готовность к выполнению поставленных задач в условиях постоянно меняющейся дорожной обстановки и больших объемов информации.  Работаем мы по всем регионам страны: разный менталитет у людей, разные стили и культура вождения, есть и другие нюансы, которые нужно учитывать.

— Думаю, читателям “Автоклуба” будет интересно узнать мнение авторитетного эксперта: как повлияли на дорожную обстановку принятые поправки в законодательство в части ужесточения наказания для нетрезвых водителей вплоть до конфискации автомобиля при повторном задержании?

— Время показало, что это был правильный шаг: заметно снизилось число водителей, которые рискуют садиться за руль в нетрезвом состоянии. Если до принятия нового закона за сутки сотрудники ГАИ задерживали около 80 пьяных водителей, то сегодня эта цифра на уровне 50. Также снижается и число погибших на дорогах. Надо сказать, что и дороги наши сильно изменились и по качеству покрытий, и по инженерному оборудованию, что делает их более безопасными.

— А что бы вы пожелали обычным автолюбителям, будучи водителем с большим стажем?

— Думаю, любой сотрудник ГАИ на дороге видит больше обычного водителя, ведь и вне службы мы остаемся офицерами милиции. При этом можно констатировать, что культура вождения наших людей меняется. Может быть, не так быстро, как нам всем хотелось бы, но меняется. Многие уже понимают, что уважительное отношение друг к другу обеспечивает безопасность каждого, а неадекватное поведение на дороге — агрессия, игнорирование правил дорожного движения, неверная оценка погодных и дорожных условий, особенно превышение скорости, — ставит под удар и самого нарушителя, и тех, кто едет рядом с ним  в одном автомобиле или в другой машине. В полной мере это относится и к пешеходам, которые неправильно переходят улицу или не обозначают себя фликерами в темное время суток. Будьте взаимно вежливыми, не нарушайте правил дорожного движения, и вам всегда будет сопутствовать удача!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter