Подробности ночной посадки штурмовика Су-25 на трассу Минск - Могилев

Высший пилотаж

Двум нашим военным летчикам впору присваивать неофициальный титул «ночной снайпер». С такой ювелирной точностью посадить штурмовик Су–25 на аэродромный участок дороги (а дело было на трассе Минск — Могилев у самой границы Червенского и Березинского районов) под силу единицам. Сделать это ночью — показатель особого мастерства. На постсоветском пространстве подобная задача, говорят военные, выполнена впервые.


У заместителя командующего ВВС и войсками ПВО — начальника авиации Александра Карева и командира 116–й гвардейской штурмовой авиационной базы Андрея Рачкова это получилось настолько четко, что на мгновение показалось: подобный трюк для них — дело обыденное. Сесть могли бы даже с первого раза. Но предпочли разведать обстановку, приноровиться и уйти на «второй круг». Чтобы уже через несколько минут под аплодисменты, щелканье фотоаппаратов и восторженные крики детворы из военно–патриотического кружка мощный штурмовик легко коснулся асфальта. Министр обороны генерал–лейтенант Андрей Равков в своей оценке был однозначен: высший класс!

Летчики позже поделятся впечатлениями: садиться пришлось исключительно «по огням», которые предварительно вдоль трассы выставили наземные службы (не зря фотографам строго–настрого запретили использовать вспышку, а всех зрителей заставили снять с одежды световозвращающие элементы — дабы не дезориентировать). Никаких систем, позволяющих зайти на посадку в автоматическом режиме, которыми оснащены наши аэродромы, при данном маневре предусмотрено не было.

— Задача непростая, — не скрывает Александр Карев. — Но при натренированности, при регулярном выполнении полетов вполне выполнимая. Полоса ночью кажется очень узкой. Кроме огней, не видно ничего, поэтому трудно визуально определить расстояние.

— Были некоторые особенности по выравниванию самолета. Скорость при этом составляла около 300 километров в час. Темный асфальт еще больше усложнял задачу, — добавляет Андрей Рачков.

У этого маневра есть и стратегический подтекст. Наши военные показали: в случае надобности смогут рассредоточить авиацию по стране, не дожидаясь восхода солнца. Признают: аэродромных участков на наших дорогах хватает, правда, рассекречено всего несколько.


Ночная посадка была своего рода «высшим пилотажем» целого летно–тактического учения. За несколько часов до того, пока еще было светло, трассу в качестве взлетно–посадочной полосы испытала очередная группа пилотов истребителей МиГ–29. А еще летчики на Як–130. Любопытный нюанс: аэродромный участок дороги покорился принятым в прошлом году на вооружение нашими Вооруженными Силами учебно–боевым самолетам Якам впервые в мире. Авиаторы довольны: дорога для посадки самолетов подготовлена на отлично. Что дальше?

— Развитие авиации, та обстановка, которая складывается при ее применении, заставляет летчиков рисковать и выполнять сложнейшие вещи, порой незапланированные, поэтому говорить о задуманном преждевременно. Скажу так: будем делать все, что необходимо для защиты нашей страны, — ответил министр обороны Андрей Равков.

deu@sb.by

Советская Белоруссия № 94 (24976). Пятница, 20 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter