Высший госсовет в минске: шаг вперед

В Минске 25 февраля высадился большой «политдесант» из Москвы. Каковы итоги встречи в верхах?
Встреча президентов Беларуси и России Александра Лукашенко и Владимира Путина в Минске в ходе заседания Высшего Государственного Совета, к великому сожалению, не вызвала большого интереса у средств массовой информации России, хотя ее можно считать одной из наиболее стратегически значимых за последнее время.


В Минске высадился настоящий «высокий десант»

В отличие от белорусских коллег некоторые российские информагентства и газеты вообще ограничились лишь небольшими новостными сообщениями. Разве что оговорка белорусского Президента, назвавшего Владимира Путина Дмитрием Анатольевичем, да возможность получения Беларусью российского кредита (давать или не давать?) стали чуть ли не главными информационными поводами. Не стану метать стрелы в своих нелюбознательных коллег, но, на мой взгляд, встреча двух лидеров в Минске была отнюдь не рядовой в череде встреч подобного рода, которых только за минувшее пятилетие прошло около 35.

И вот почему. Прежде всего встреча проходила на фоне отмены значительной части западных санкций против Беларуси. Это совершенно иная ситуация в экономической жизни Союзного государства. Очевидно, что Евросоюз попытается вклиниться в торговое пространство Беларуси, так как огромный российский рынок для него практически потерян. С помощью различных торгово-экономических соглашений (вряд ли дело дойдет до договора об Ассоциации по украинскому образцу), за счет использования инструментов ВТО, а также навязывания своих условий по предоставлению кредита по линии МВФ белорусский рынок может стать своеобразным плацдармом для проникновения зарубежных товаров на богатейший рынок России – в обход антисанкций.

Не случайно в Минске высадился настоящий «высокий десант». На заседание ВГС приехали, помимо основных белорусских руководителей, практически все первые лица России, что происходит в практике подобных встреч довольно редко. Новая ситуация в торговле и экономике, обусловленная ростом проблем, связанных с финансовой нестабильностью, негативной внешней конъюнктурой, падением российского рубля, уже привела в прошлом году к самому значительному снижению товарооборота между двумя странами.

В этих условиях выполнить союзный бюджет этого года, составляющий свыше 6 млрд российских рублей, станет весьма непросто. Впрочем, деньги эти будут направлены в основном на реализацию более 40 союзных программ, значительная часть которых относится к сфере высоких технологий. Опыт выполнения таких программ свидетельствует, что пока тревожиться нечего. Как правило, они выполняются на 95–97 процентов.

А вот вопросы согласованной экономической политики сегодня выходят на первый план. Тут не должно быть никакого разнобоя в подходах. Поэтому лидеры двух стран так много внимания уделили обеспечению единого рынка товаров, услуг и капитала, устранению экономических барьеров, которые нередко приводят к тому, что продукция, выпускаемая на территории одной из стран СГ, считается иностранной – со всеми вытекающими из этого налоговыми, технологическими и бюрократическими последствиями.

По сути, сегодня встает вопрос о модели экономического развития Союзного государства в новых условиях. Она включала бы в себя сочетание экономических систем двух стран. Если мы хотим создать единое экономическое пространство, то нам придется находить золотую середину между государственным капитализмом с сильной социальной составляющей и «открытым рынком» с его пестрым сплавом либерализма и госуправления.

Новая ситуация диктует срочную гармонизацию нормативного регулирования, о чем говорили лидеры двух стран. Так что главное слово сегодня остается за союзными депутатами. Им решать, каким быть единым экономическим законам Союзного государства.

Слово депутату

Локомотив интеграции

Николай Самосейко, первый заместитель Ответственного секретаря Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, член Постоянной комиссии Палаты представителей Нацсобрания Беларуси по международным делам:

– С каждым годом такие рабочие встречи приобретают все большую значимость. Союзное государство является локомотивом интеграционных процессов.

С 1 января 2015 года получил добро Евразийский экономический союз, задуманный вначале как таможенный союз трех государств, а ныне объединивший «пятерку». И ориентиром для глобальной интеграции стало именно Союзное государство, его успешный опыт делегирования полномочий и объединения усилий.

Кроме того, в свете введения Западом антироссийских санкций и опыта жизни с такими санкциями Республики Беларусь появляются новые темы для обсуждения. Беларусь может поделиться своим опытом «подсанкционной политики», Российская Федерация ждет от нас такой поддержки. На постсоветском пространстве у России одним из самых надежных партнеров и друзей по-прежнему является Беларусь. Все это отражено в повестке и значимости заседаний ВГС. 

Точка зрения политологов

Кирилл Коктыш, доцент кафедры политической теории МГИМО(У) МИД России, кандидат политических наук:

– Беларусь до сих пор не реализовала ни в рамках Евразийского экономического союза, ни в рамках Союзного государства своего правомочного потенциала. И это неправильно, потому что Беларусь – единственная страна в регионе, которая сохранила свою индустриальную идентичность. И сейчас просто обязана реализовывать свои сильные стороны.

Тем более что от этого может выиграть не только она сама, но и естественным образом выиграет Россия. В этом плане Союзное государство вполне может стать тем локомотивом, тем форматом, который обеспечит и новые рынки сбыта и позволит хоть в какой-то степени вернуть те времена, когда Беларусь была сборочным цехом большого интеграционного объединения.

Всеволод Шимов, доцент кафедры политологии Белгосуниверситета, кандидат политических наук:

– С одной стороны, России нужна Беларусь как дружественное государство. Особенно в тех непростых условиях вызовов, с которыми Россия сталкивается в современном мире. Сегодня это очевидно в гораздо большей степени, нежели было раньше. С другой стороны, и для Беларуси важны связи с Россией, так как ее устойчивое состояние независимого государства в значительной степени обусловлено именно такими связями.


Николай ЛАШКЕВИЧ

n.lachkevich@souzveche.ru

Мнение из минска

Формат новых условий

В экономике остается больше вопросов, чем ответов.

Казалось бы, все очевидно. Ведь именно по итогам саммита российский посол Александр Суриков заявил в интервью телеканалу «Беларусь 1», что по вопросу о выделении Беларуси кредита Евразийского фонда стабилизации и развития принято «решение окончательное» и что само событие состоится в ближайшее время.

Главная интрига последних месяцев вроде разрешена: Минск берет кредит «евразийский» и, насколько можно судить, пока не берет кредит МВФ. Но с этим «простым» вопросом не все так очевидно. Минску заем нужен для поддержания уровня золотовалютных резервов, сохранения макроэкономической стабильности на фоне негативных явлений в экономике и высокого уровня выплат по внешнему долгу. При этом ни кредит, ни даже реформы, проведением которых обусловлено его получение, не решают проблем белорусской экономики и не создают основу для ее устойчивого развития. По сути, это лишь выигрыш во времени.

Для чего же нужно время? Может, Беларусь и Россия готовят прорывные проекты, которые позволят начать решать проблему сырьевой зависимости экономик и выхода на новый технологический уклад? Но анализ статей союзного бюджета на уровне предыдущего года (несмотря на внушительную инфляцию) говорит о том, что пока никаких прорывов не предвидится.

Значит ли это, что Союз Беларуси и России – это союз надеющихся «переждать кризис»? Хотелось бы верить, что нет, ибо просто переждать кризис не получится. Думаю, это все понимают. Так же, как понимают, что быстрых, волшебных ответов на стоящие перед союзниками вызовы тоже нет. Впереди долгие месяцы и годы неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, новой холодной войны и поиска перспективных направлений развития. Поэтому смысл Минской встречи не столько в экономических решениях, сколько в политическом символизме.

Минский саммит 25 февраля символизирует важную перемену в белорусско-российских отношениях. С одной стороны, визит в Минск Главы Российского государства и одновременно еще двух высших должностных лиц, безусловно, показателен. Это проявление высшего уровня доверия: российские должностные лица «оголили тылы», никого не «оставили на хозяйстве» и тем самым показали, что полностью доверяют белорусскому союзнику. С другой стороны, данный визит – очередная демонстрация того, что Беларусь для России такой союзник, что, находясь здесь, российские руководители находятся не совсем за рубежом.

Беларусь и Россия, будучи очень разными государствами со своими разными приоритетами на международной арене, могут использовать возможности Союзного государства и национальные различия во внешней и внутренней политике в интересах собственного развития, укрепления Евразийского экономического союза. Скажем, Минск, вышедший из режима санкций и нормализующий отношения с ЕС, может принести России и ЕАЭС большую пользу, чем Минск в европейской полуизоляции. А вес России на международной арене делает ее влиятельным союзником всех партнеров по интеграционным проектам.

В Минске руководители Беларуси и России сделали важный шаг к тому, чтобы в этих непростых условиях создать остров понятных и стабильных правил игры. Не исключено, что таким образом они снова создадут образец сотрудничества по всем форматам для всего постсоветского пространства на годы вперед. 

Виктор Андреев
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter