Высшее знание

В достойном уровне образования мозырян «виноват» местный вуз

В достойном уровне образования мозырян «виноват» местный вуз

Мозырщина сильна традициями в образовании. Пожалуй, ни в каком другом райцентре Беларуси нет такого числа специалистов с высшим образованием, как здесь. Растит кадры местный педуниверситет имени И.П. Шамякина, и большинство его выпускников – коренные мозыряне или приезжие из ближайших регионов. У выпускников школ есть возможность, не покидая малую родину, получить высшее образование дома. А впоследствии начать здесь профессиональную деятельность. Из стен мозырского вуза вышла не одна педагогическая династия. Молодыми специалистами ребята нередко возвращаются в знакомые коллективы, «свои» школы, что, согласитесь, влияет и на отношение к профессии. Поэтому, как и для каждого педагога, для Любови КЛЕПЧУКОВОЙ (на снимке), начальника отдела образования Мозырского райисполкома, работа по повышению качества образования и воспитания – задача № 1. И в этом мозыряне немало преуспели.

— Качественные перемены в минувший Год качества произошли на всех уровнях образования. Например, в до­школьных учреждениях количество новых форм обучения и воспитания увеличено до 55. Стараемся максимально учитывать запросы родителей. В детсадах действуют группы для 1—2-летних малышей и группы круглосуточного пребывания, во всех городских и четырех сельских детсадах открыты пункты коррекционно-педагогической помощи. Спрос на дошкольное образование растет, поэтому дополнительно в прошлом году создано 14 групп. В работе с детьми много внимания уделяется созданию здоровьесберегающих условий.

Одним из основных показателей качества школьного образования является поступление выпускников в вузы. На Мозырщине оно составляет 54 %. По результатам ЦТ район занимает в области 8-ю позицию. Наши ребята всегда достойно представляют район на республиканских и международных олимпиадах. Летом минувшего года Евгений Грицкевич вернулся с международной олимпиады по информатике (Канада) с бронзовой медалью. Ежегодно лучшие учащиеся района поощряются из Спецфонда Президента, премиями Гомельского облисполкома и Мозырского райисполкома.

— Всему этому есть и такое объяснение. Благодаря тесному сотрудничеству с МГПУ имени И.П. Шамякина в общеобразовательных учреждениях района просто не сталкиваются с теми проблемами, которые актуальны в других регионах.

— Действительно, нам не знакома, например, кадровая проблема. А когда в начале нынешнего учебного года в школах почувствовали дефицит учителей иностранных языков в связи с увеличением количества часов на изучение этих дисциплин, в нашем районе с этим не столкнулись. Руководство вуза пошло нам навстречу, предложив для заполнения образовавшихся вакансий лучших студентов-старшекурсников факультета иностранных языков. Многие из этих ребят продолжат работать в районе и после окончания вуза.

Ежегодно в систему образования направляются около 60 молодых специалистов. Как правило, это наши земляки, поэтому и закрепляемость молодых специалистов выше, чем в других регионах. В нынешнем году из 58 молодых специалистов 56 – уроженцы Мозырщины. Для повышения качества школьного образования к трудоустройству привлекаются выпускники МГПУ имени И.П. Шамякина, окончившие вуз с отличием, магистранты, аспиранты. Талантливая молодежь не теряется в своих новых коллективах. Лучших специалистов мы включаем в перспективный кадровый резерв, и их дальнейшая трудовая деятельность отслеживается на уровне области. Кроме того, в системе образования района, как нигде, распространены педагогические династии. И ребята, которые продолжают эту семейную традицию, действительно, достойны звания педагога.

— До сих пор можно услышать недовольство учеников и родителей из-за отмены в школах профилей. Как сейчас проводится профориентационная работа с детьми?

— Она присутствует во внеклассной и внешкольной работе. Центрами проф­ориентационной работы в районе являются 2 учебно-производственных комбината (УПК). Через эти внешкольные учреждения проходит более 60 % всех выпускников. Причем один УПК находится в городе и работает с городской молодежью, а другой – в сельской местности, и, соответственно, профили этого комбината приближены к потребностям учеников деревенских школ. В минувшем году по специальностям, полученным в УПК, продолжили трудиться более 50 % выпускников. Открыты два новых, востребованных на рынке труда профиля – «плиточник-штукатур» и «ландшафтный дизайнер».

На развитие способностей ребят работают станция юных натуралистов, центр технического творчества, Мозырский центр творчества детей и молодежи, центр туризма и краеведения.

Конечно, сохранена эта работа и в школах. Специалистами психологических служб проводятся тестирования на профпригодность по новейшим программам. Покидая общеобразовательные учреждения, все ребята устраиваются в жизни. Как уже было сказано, большая их часть поступает в вузы, 14 % — в ссузы и 27 % — в ПТУ, остальные идут работать. Это хорошая статистика.

— Любовь Степановна, в районной газете вы ведете необычный проект – рубрику «Уроки вежливости». Почему возникла такая идея, будет ли это сотрудничество продолжено?

— Нередко приходится быть свидетелем некультурного поведения людей в общественных местах, да и в своих семьях сквернословие, пьянство, грубость некоторые, увы, практикуют. Низкий уровень общей культуры в молодежной среде толкает подростков на преступления. К счастью, все эти явления в нашем обществе не носят системного характера. Но, как педагог, к любым негативным тенденциям современного общества я не могу оставаться равнодушной. Люди старшего поколения сегодня могут подать пример подросткам в вежливости и такте. Значит, в какой-то момент в нашем образовании мы что-то важное упустили. «Уроки…» ориентированы больше на молодежь и их родителей, и задача проекта – способствовать повышению культурного уровня людей, донести до них основные правила поведения в обществе. Например, как вести себя в транспорте, кафе, дома, культурно разговаривать. К таким урокам всегда готовлюсь, изучаю домашнюю библиотеку. По словам педагогов, для них материалы рубрики — это готовый план проведения классных часов. Планирую опубликовать до 25 «Уроков…». Очередной будет посвящен правилам обращения с сотовым телефоном. Мне важно доказать подросткам, что мобильный — это не игрушка, а средство для экономии времени.

Приятно, что все это не остается лишь в теории. Недавно, например, мы провели конкурс по культуре подачи пищи в дошкольных учреждениях.

В перспективе в местной газете появится еще одна рубрика «Все профессии нужны, все профессии важны». Почти в каждой школе или детсаду есть рабочий с золотыми руками, мастер-повар или уборщица, у которой самый чистый пол… О них мы и хотим рассказать.

------------------------------------------

Кстати

Значительные средства на развитие образования Мозырщины предусмотрены по Программе социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2011—2015 годы. На приобретение оборудования для учебных кабинетов в этот период будет направлено 6660 миллионов рублей. Свыше 1200 млн. рублей заложены в программе для создания центров технического творчества и почти столько же – для развития в учреждениях образования радио-, телестудий, печатных органов. Практически равные объемы средств – по 600 млн. рублей — направят на создание интернет-сайтов и расширение сети межшкольных факультативов. Материальная поддержка также предусмотрена для подвоза учащихся, обновления библиотечных фондов, приобретения компьютеров.

------------------------------------------

Фото: Александр СОЛОДКОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter