Беларусь лидирует по количеству студентов, однако многие из них не считают высшее образование ценностью

Высшее, элитное, твое

Образование в Беларуси — на мировом уровне, но не все это ценят

Белорусская система высшего образования и современна, и хороша, об этом свидетельствуют международные образовательные рейтинги, в которых наши вузы стабильно занимают высокие позиции. Причем реальный статус отечественных университетов нередко гораздо выше строчки в реестре, ведь его составляющей является в том числе вклад в конкретные направления развития науки, технологий и искусства, а здесь нашим учебным заведениям традиционно есть чем похвастаться. 


Например, Белорусский государственный университет стабильно входит в число лучших вузов мира. Так, в 2020 году всемирный рейтинг QS World University Rankings определил БГУ на 317-е место. Далеко, скажете вы? Но список включает в себя целую тысячу университетов со всей планеты. И уж тем более Беларусь оставила сильно позади все образовательные учреждения соседних Польши, Литвы, Латвии и Украины. В другом рейтинге БГУ следует сразу за легендарным ­МИФИ (Московский инженерно-физический институт), а вот знаменитую «Бауманку» — Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана — опережает на целых шесть пунктов.

Белорусская государственная академия искусств, отмечающая 75-летний юбилей, на Международном форуме инноваций в промышленном дизайне PUSHKA в 2018 году была признана лучшим вузом года в СНГ: студенты вуза заняли три первых и три вторых места в различных номинациях. Только на Международных Дельфийских, Европейских Дельфийских и Всемирных Дельфийских играх студенты ­БГАИ за последние 15 лет завоевали больше 20 наград в области изобразительного искусства, фотографии, веб-дизайна, дизайна одежды, причем восемь из них — золото. 

...Развитие и обновление системы высшего образования Беларуси происходит исходя из наших национальных интересов и потребностей экономики (и конечно, с учетом тенденций развития мирового образовательного пространства). Направления и перспективы определяют Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года, одобренные Республиканским педагогическим советом с участием Президента в августе 2017 года. Тогда Александр Лукашенко обратил внимание, что в нынешнюю эпоху устойчивость развития государств определяется не только и не столько ресурсами — месторождениями нефти, газа или золотым запасом. Во главу угла становятся прорывные технологии, новые отрасли, создающие экономику знаний. 
«Человеку все труднее найти свое место в обществе, понять, что такое истинные ценности, и не затеряться в информационном потоке. Эти процессы объективно приводят к доминированию роли образования в мире. Именно экономика знаний, а также профессионалы, искренне любящие свою родину, обеспечивают конкурентоспособность страны», — подчеркнул Президент. 
Глава государства не исключил тогда возвращения к определению базового профиля для каждого вуза. «Следует сократить количество специальностей, которые не являются профильными для того или иного вуза. Сегодня у нас практически каждый вуз выпускает сотни специалистов самого широкого профиля: юристов, экономистов, политологов. А потом они безуспешно ищут работу по специальности и винят в своей невостребованности государство», — Александр Лукашенко констатировал необходимость проведения анализа для определения оптимального количества учреждений высшего образования с учетом демографических процессов и прогнозов прироста населения. 

Двумя годами позже Глава государства потребовал определиться с необходимым количеством обучаемых в высших учебных заведениях. Однако пояснил, что это поручение не распространяется на экспорт образовательных услуг, который приносит стране немалые деньги. Только по линии Министерства образования удалось заработать 35 млн долларов. «Система белорусского образования очень востребована. По-моему, 108 стран обучаются в Беларуси, около 25 тысяч человек. Это здорово, — отметил он. — А нам надо столько выпустить из вузов студентов, сколько нужно для нашей экономики и жизни».

Беларусь лидирует в СНГ по количеству обучающихся в высших учебных заведениях: в 2018/19 учебном году на 10 тысяч человек приходилось 298 студентов и магистрантов, то есть практически каждый седьмой представитель молодежи. Высшее образование в стране получило столь широкое распространение, что некоторые молодые люди перестали его ценить, увлекшись политической борьбой, перепутав учебные аудитории с площадкой для митингов и перейдя в общении с преподавателями, среди которых заслуженные педагоги с учеными степенями, на уличный тон. Новомодной привычкой стали прогулы под предлогом выражения своей «гражданской позиции» или отбывания административных арестов за участие в уличных беспорядках. 
Результат оказался предсказуемым, тем более что студентов неоднократно предупреждали о последствиях нарушения дисциплины, увещевали и уговаривали вести себя прилично в стенах учебных заведений, добросовестно посещать занятия.
Хотя многие сочувствующие граждане упорно доказывают, что ребят отчислили «ни за что» или даже «за инакомыслие». 

У руководителей вузов на этот счет иное мнение. Ректор Могилевского государственного университета им. А. А. Кулешова Денис Дук подчеркивает: отчисление — крайняя мера, когда исчерпаны и не дали результата все остальные способы воздействия. 

— Что может служить причиной отчисления? Академическая задолженность, отсутствие на занятиях. В последнем случае, кстати, нахождение на «сутках» не может являться каким-то оправданием. Молодой человек пришел учиться. А на парах его нет. И не важно, что стало тому причиной — загул либо административный арест. По большому счету, все проблемы между студентами и руководством надо решать в стенах учебного заведения, выстраивая какой-то диалог. К которому и преподаватели, и ректорат стремятся. Но что делать, когда молодые люди не хотят слышать кого-либо, кроме самих себя? Можно выстраивать диалог с теми молодыми людьми, которые готовы к разговору, принимают и чужую точку зрения. 
У нас в университете через совет профилактики прошли четверо студентов, участвовавших в «протестных» акциях. Двое из них отчислены. Один за пропуски занятий, второй за хроническую неуспеваемость. Двое остались — это те ребята, которые не считают себя умнее всех на свете и готовы воспользоваться, кроме своего, и чужим жизненным опытом.

И еще… Почему-то когда говорят об отчислениях студентов, то отдельные чуть не плакать готовы — мол, «детей обидели». Не дети они, а вполне себе взрослые люди, которые должны отдавать отчет не только в своих действиях, но и предвидеть возможные последствия. Наблюдая за наиболее активно протестующими студентами, пришел к мнению: каждый из них сделал свой выбор, у каждого есть свои цели. Среди которых нет желания закончить учебу в том вузе, в который поступили. Нахождение в рядах студентов для них просто фон.

…В Белорусском государственном университете транспорта в Гомеле учебный процесс идет своим чередом — без эксцессов и потрясений. Занятия на кафедрах проводятся по расписанию, не затихает и культурная жизнь, проводятся творческие конкурсы, спортивные мероприятия. Реализуются и гуманитарные проекты, в которых студенты участвуют в качестве волонтеров. В общем, лишнего времени ни на скуку, ни на поиски приключений у ребят попросту нет.

Ректор университета Юрий Кулаженко считает, что идеологическая и информационно-разъяснительная работа дала свои результаты:

— Наши студенты не участвуют ни в протестных маршах, ни в каких-то разовых акциях. Большинство не поддается на провокации, понимая, что есть требования законодательства, а также правила поведения, прописанные в локальных нормативных актах университета. В них четко сказано, что за правонарушение привлекут к ответственности. А в случае повторения отчислят из вуза. Придя к нам, молодые люди должны понимать, что обязаны вести себя как студенты не только в стенах вуза, но и за его пределами. Их основная задача — овладевать теми профессиональными навыками, которые предусмотрены учебной программой. Из стен университета должны выходить квалифицированные специалисты. И, разумеется, патриоты своей страны.

Министр образования Игорь Карпенко в пятницу провел рабочее совещание с ректорами. Обсуждались актуальные вопросы: организация образовательного процесса, создание безопасных условий в учреждениях образования, соблюдение необходимых мер по профилактике коронавирусной инфекции. Была затронута и тема отчислений некоторых студентов, в связи с чем министр отметил: 

— Мы боремся не с инакомыслием и гражданской позицией студентов, как преподносят некоторые телеграм-каналы, а с проявлением правового нигилизма со стороны отдельных молодых людей, грубым нарушением внутреннего распорядка, проявлением агрессии и хамства по отношению к преподавателям и администрации вузов.

ovsepyan@sb.by

minchenko@sb.by

prolesk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter