Высоцкий и его машины

Любая награда, даже самая высокая, не повод подводить черту. В свое время орден Ленина стал для него стимулом для разработки модульного автопоезда. Присвоение звания “Герой Беларуси”, уверен его обладатель академик Михаил Высоцкий, подстегнет еще больше. В ближайшие годы, как планируется, будет изготовлен первый образец принципиально нового многозвенного автопоезда модульного типа — прототипа нашумевшей в конце 80-х “Перестройки”.

Новая “Перестройка”
Новая разработка Высоцкого и его коллег — автопоезд нового поколения с улучшенными аэродинамическими качествами. При скорости свыше 80 километров в час до 50 процентов топлива расходуется на преодоление сопротивления воздуха. Плавные линии кузова и прицепов нового автопоезда помогут снизить эти издержки. Во главе состава футуристического вида будет кабина с водителем и грузовой отсек. К этому звену длиной 16,5 метра планируется добавлять 1—2 прицепа по 14 метров каждый. Такие автопоезда, как рассчитывают разработчики, будут курсировать между Брестом и Владивостоком, а в дальнейшем и до Пекина, смогут более точечно и быстрее, чем, например, железная дорога, доставлять грузы.
В конце 80-х не было той электронной начинки, которая есть теперь. Поэтому работу можно довести до конца. Не исключено, говорит Михаил Высоцкий, что в своем детище белорусские конструкторы попробуют использовать и водородный двигатель.
Первые шаги
Страсть к длинным составам у Высоцкого, видно, еще с детства. Как-то до войны увидел он на станции железнодорожника в красивой форме и загорелся желанием связать свою жизнь со стальной магистралью. Но судьба распорядилась иначе.
После войны услышал, что на окраине Минска собираются строить автозавод. Появилась новая мечта. Чтобы ее достичь, по комсомольской путевке приехал на строительство автозавода и одновременно поступил в автомеханический техникум.
— После учебы мы, первокурсники, ходили разгружать вагоны, — рассказывает Герой Беларуси. — Позже, когда стали постарше, работали на сборке прицепов, а потом и первых автомобилей. Это помогало прокормиться. К положенным полкило хлеба получали то суп из концентратов, то забеленные молоком щи из щавеля, прочую нехитрую еду.
Пробивной характер
Свой талант Высоцкий проявил еще в техникуме. В дипломной работе — ни больше ни меньше — он разработал первый конвейер для сборки “МАЗов”. До этого машины собирали на козлах, много сил требовалось затратить, чтобы перетащить тяжеленные узлы и механизмы с одного участка на другой.
Принципиальность и настырность у него в крови. Всю жизнь он шел немного впереди других, придумывая всякие новшества, хотя и очень непросто было их отстаивать.
Достаточно вспомнить, что в 33 года он был назначен на должность главного конструктора МАЗа и стал самым молодым в отрасли главным конструктором. За 35 лет работы при участии и под руководством Высоцкого было создано шесть поколений уникальной автомобильной техники грузоподъемностью от 8 до 240 тонн.
С его именем связано появление в 60-е годы первой белорусской конструкции большегрузных автомобилей — “МАЗ-500”, ставшей прародительницей всех семейств унифицированных машин Минского автозавода. Вместо так называемой “классической” компоновки, где кабина размещалась за двигателем, впервые в стране на Минском автозаводе применили новую прогрессивную схему “опрокидываемой” кабины над двигателем.
В последние годы он возглавляет коллектив научно-инженерного республиканского унитарного предприятия “Белавтотракторостроение” Национальной академии наук Беларуси, являясь одновременно генеральным конструктором по автомобильной технике нашей страны.
— Пробивной характер — конечно, большой плюс, — признается академик. — Но многие достижения — результат организации работы большого коллектива специалистов.
Память
Очень помогала в работе хорошая память, признается Михаил Высоцкий. Ее он развил в детстве. В годы фашистской оккупации, живя на окраине огромной деревни Семежево, что на Копыльщине, по просьбе родного дядьки, который жил в центре деревни, внимательно запоминал все перемещения немцев и полицаев. А потом, приходя к нему в гости, все рассказывал. Тот, как оказалось потом, был связан с партизанами. За несколько месяцев до освобождения района дядьку схватили и расстреляли.
Умение запоминать все в деталях пригодилось Михаилу Степановичу во время его командировок на зарубежные автозаводы. Делать деловые записи не разрешалось, поэтому оставалось только полагаться на память.
В его жизни было много интересных встреч. В свое время повидался с Генри Фордом-младшим. Очень неожиданной оказалась первая встреча с Сергеем Королевым. Потом они виделись не раз. Но первая могла оказаться и последней.
В сентябре 1957 года, рассказывает Высоцкий, на окраине Москвы грузили вместе с другими людьми на эшелон свои прицепы, на которых была смонтирована система управления и энергообеспечения запуска первого в мире искусственного спутника Земли. И тут в одном из прицепов что-то “заело”.
“Поезд ждет. Все нервничают. Мы выбиваемся из сил, устраняем неполадки”, — вспоминает конструктор. Тут еще какой-то мужик — по внешнему виду обычный работяга: в телогрейке, сапогах — подбежал и начал покрикивать: чего, мол, возитесь? “Я сгоряча его и послал. Тот махнул рукой и ушел”, — признается Высоцкий.
К нему с белым лицом подошел начальник участка и сказал: ты что, это же Королев!
После смерти Сталина прошло четыре года. Но кто знает, мог Высоцкий и поплатиться...
“Сергей Павлович Королев был для меня примером, — говорит белорусский академик. — В своей работе я равнялся на него и на многих других конструкторов того времени”.
Мужская задача
Говорят, что за свою жизнь каждый мужчина обязательно должен выполнить три дела: посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Михаил Высоцкий справился с этим вполне.
— Я построил дом, — говорит он. — Я имею в виду дачу. Посадил и деревья. На даче в Вишневке собираем урожай груш. Вкусных и очень сладких. Есть еще яблони, сливы...
Михаил Степанович вырастил сына и дочь, уже совсем повзрослели и пятеро внуков. Двое из них пошли по стопам деда.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter