Высота и боль Елены Мухиной

Маленькую девочку с грустными глазами в Советском Союзе знали все, чемпионку мира по спортивной гимнастике ласково называли «нашей Мухой».
Маленькую девочку с грустными глазами в Советском Союзе знали все, чемпионку мира по спортивной гимнастике ласково называли «нашей Мухой». Но далеко не все знали, что у девочки нет родителей, только бабушка. Конец спортивной карьере положил перелом позвоночника на тренировочном сборе в Стайках под Минском, где команда готовилась к Олимпийским играм. 20-летнюю чемпионку мира парализовало. И 26 лет она была прикована к постели.

Будущая звезда советского спорта родилась в1960 году в Москве. Родители обожали единственную дочку, но, когда малышке исполнилось пять лет, она стала сиротой. Сначала девочку хотели отдать в детдом, но ее бабушка Анна Ивановна взяла опеку над маленькой внучкой. Лена делилась с бабушкой всеми тайнами. Главной из которых было, что она хочет стать гимнасткой. Ее желание было услышано: однажды в класс пришла мастер спорта и пригласила всех желающих заниматься гимнастикой в зал. Стоит ли говорить, что в зал школьница не бежала – летела. Она внимательно слушала тренера и не по-детски серьезно подходила к каждому элементу. Вскоре юная спортсменка попала в сборную. Ее тренером был Михаил Клименко, который до этого тренировал исключительно мужчин. Успехи были колоссальными, программы уникальными. Но выступления –  нестабильными. На Спартакиаде народов СССР в Ленинграде 15-летняя девушка после выполнения сложного трюка приземлилась на голову. Участницу соревнований отвезли в больницу, после обследования стало ясно, что при падении произошел отрыв остистых отростков шейных позвонков. 


Пострадавшую олимпийскую надежду положили в больницу, но тренер не готов был расставаться с лучшей ученицей, поэтому каждый день приезжал и забирал ее на многочасовые тренировки. Он снимал с нее ортопедический ошейник, чтобы тот не мешал Мухиной работать на сто процентов, как здоровой. Организм такой нагрузки не вынес, и через несколько дней у девушки начали неметь ноги, и в них появилась слабость. О своих болячках сирота никому не говорила, даже бабушке. А тренер был рад, что ученица прекрасно справляется с заданиями, и верил – Мухина станет чемпионкой. И он был прав: на своем первом взрослом первенстве Европы в Праге Лена выиграла три золотые медали. Судьи были восхищены высочайшей техникой спортсменки. Но главный козырь просто сразил всех: в Чехии Елена впервые показала сложнейший элемент на брусьях – перелет с верхней жерди на нижнюю – сальто прогнувшись с пируэтом, который потом назвали «петлей Мухиной».
 



Слава, аплодисменты, цветы, награды, всенародная любовь смущали восходящую звезду. Она не любила отвечать на вопросы журналистов. Ей больше нравилось тренироваться в родном зале. Лена занималась упорно, старательно, не жалея себя и скрывая боль. Однажды 17-летняя гимнастка сильно ударилась о нижнюю жердь брусьев, жердь от удара расщепилась, а Лене показалось, что у нее сломались ребра, но она на автомате, как робот, отработала и вольные упражнения, и бревно. Через год на Всесоюзных молодежных играх Лена выбила из сустава руки большой палец. Другая бы отказалась выступать из-за травмы, но не Лена. 18-летняя чемпионка сама вправила его и начала выступление. Мухина терпела все, потому что знала: она должна показать класс, от нее вся страна ждет победы. И она выиграла ряд соревнований, в том числе чемпионат мира во Франции. Но счастья это абсолютной чемпионке не прибавило. В жизни девушки не было никого, одна бабушка. На встречи с молодыми людьми, которые с удовольствием пригласили бы красавицу на свидание, не было времени, она даже дома бывала нечасто. Вся ее жизнь проходила в зале: то тренировки, то соревнования. От старательной и улыбчивой девушки осталась  тень; слабость в ногах, боль во всем теле сделали ее заторможенной и плаксивой, нервное напряжение не давало ей расслабиться. Но сквозь боль она трудилась, и ее произвольная программа по-прежнему была самой сложной в мире. Спорт, спорт, спорт... На все остальное у Лены не было ни времени, ни сил. У нее не было родителей, которые бы поддержали и сказали: «Остановись, девочка, отдохни». 

На показательных выступлениях в Англии 19-летняя Елена сломала ногу, ей наложили гипс, но через 45 дней, когда его сняли, выяснилось, что сломанные кости разошлись. Пришлось накладывать гипс заново, однако тренер Михаил Яковлевич больше не хотел ждать. Поэтому на следующий день он привез ее в зал работать на снарядах, соскакивать с которых приходилось на одну ногу. Когда сняли гипс, Лене нужно было скинуть пару килограммов, она бегала по ночам, а утром шла на тренировку. Тренер не ценил старания Мухиной и даже был уверен: его ученица мечтает о травмах, чтобы отдохнуть. Но он не давал ей расслабляться и приготовил сверхсложный по координации элемент – после фляка и сложнейшего (полтора сальто с поворотом на 540 градусов) прыжка приземление должно было происходить не на ноги, как обычно, а головой вниз, в кувырок. Никто в мире, кроме Мухиной, не мог тогда это сделать. Клименко всегда страховал свою Муху, но в тот день ему пришлось уехать из Минска в Москву, чтобы доказать, что его ученица должна быть в олимпийской сборной страны. Уезжая, он запретил ей тренировать новый элемент на помосте — только в поролоновую яму. Она не послушалась. Толкнулась, высоты не хватило, и она, врезавшись в пол, сломала шею.

Ее увезли в больницу, но операцию на позвоночнике, которая длилась несколько часов, сделали только через сутки. Елену почти полностью парализовало. За одной операцией шла другая, за первые восемь лет ее оперировали несколько раз, потом стали отказывать почки. Вывести известную спортсменку из послеоперационной комы было сложно, организм отказывался бороться за жизнь. Потом она удивлялась, что не ушла из спорта, ведь у нее были знаки: «Я несколько раз видела свое падение во сне. Видела, как меня выносят из зала. Понимала, что рано или поздно это действительно произойдет. Я чувствовала себя животным, которое гонят хлыстом по бесконечному коридору. Но снова и снова приходила в зал. Наверное, это судьба. А на судьбу не обижаются».

В 20 лет Мухина лишилась всего, что у нее было. Только старенькая бабушка ухаживала за ней. А потом 90-летней старушке и самой потребовалась помощь. Перед смертью Анна Ивановна смотрела обезумевшими глазами на внучку и кричала: «Я не оставлю тебя. Пойдем со мной!» Она не представляла, как Леночка будет жить без нее. Ведь та не могла ни двигаться, ни сидеть, только лежала, ее даже кормить нужно было с ложки. Знаменитая спортсменка пережила бабушку всего на пять лет, все это время за ней ухаживала подруга, тоже бывшая гимнастка. 

Елена признавалась, что устала жить, ей не довелось встретить любовь, построить семью, родить детей. Она потеряла умение двигаться, но не думать. И конечно, у нее были свои мечты, которые так и остались мечтами. Она умерла 22 декабря 2006 года. 

Ей было всего 46 лет...

Сергей ГРИГОРЧУК

Минск—Москва

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter